Число малых предприятий за 2009 год увеличилось на 14,5%
13.05.2010 10:38
—
Новости Экономики
Как подсчитали в Министерстве по налогам и сборам, по состоянию на начало апреля нынешнего года в стране насчитывалось 80 652 юрлица - субъекта малого предпринимательства, число же индивидуальных предпринимателей перевалило за 225 тыс. человек. Если сравнивать с развитыми экономиками - не так уж это и много. Например, в Германии насчитывается более 5 млн. ремесленников: слесарей, ювелиров, электриков, парикмахеров на 80 млн. населения, и это не считая предприятий, относящихся к сектору малого и среднего бизнеса (МСБ). С другой стороны, в МНС констатируют: число малых предприятий в Беларуси за последний год резко увеличилось - на 11 708, или на 14,5%. ИП также приросли количественно (на 8693, или на 3,9%). По мнению специалистов, такие тенденции можно наблюдать благодаря либерализации национального законодательства.
В Департаменте по предпринимательству Минэкономики отмечают: минувший год в каком-то смысле стал революционным для сектора МСБ. Ребром был поставлен вопрос усиления предпринимательской составляющей экономики Беларуси, детально пересмотрены возможности для расширения партнерства бизнеса, общества и власти, много делалось для развития частно-государственного партнерства, а также улучшения имиджа Беларуси в международных рейтингах. Хотя, как говорят предприниматели, наметившаяся "оттепель" на законодательном поле еще не "весна". Для того чтобы механизм поддержки МСБ заработал в полную силу, для предпринимателей необходимо создавать еще более привлекательную "среду обитания". В бизнес-союзах говорят: в стране необходима дальнейшая либерализация как в части налогообложения, ценообразования, регулирования оплаты труда, так и в части сокращения административных процедур и нормативов. "Следует отработать вопросы собственности, арендных отношений, создать более совершенную систему доступа к кредитным ресурсам через альтернативные банкам гарантийные и инвестиционные фонды", - говорят предприниматели.
О том, что в Беларуси целесообразно принимать меры, которые способствовали бы активному развитию малого и среднего бизнеса, недавно высказался и глава государства. Выступая с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Александр Лукашенко заметил: законодательство о предпринимательстве нуждается в дальнейших изменениях. "Настало время принять Директиву № 4 о дальнейшей либерализации, направленную на раскрепощение условий предпринимательской деятельности", - заявил глава государства. Как рассказывают в Минэкономики, проект Директивы № 4 о либерализации уже подготовлен и находится на согласовании в органах госуправления. Примечательно, что документ в каком-то смысле станет результатом двусторонней работы: в ходе его подготовки осуществлялись контакты с бизнес-сообществом, конкретизировалось мнение предпринимательских союзов по отдельным вопросам. "Структурно документ выдерживает те основные позиции и задачи, которые поставил глава государства. Одним из ключевых показателей, свидетельствующих о дальнейшей либерализации, станет совершенствование налогового законодательства", - рассказывает замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Топилин. Далее в ведомстве перечисляют основные моменты документа: его проект оговаривает вопросы ценообразования, меры по либерализации в сфере заработной платы, условия для привлечения иностранных и национальных инвесторов, регистрации малого и среднего бизнеса, будут в директиве освещены и вопросы доступа к кредитным ресурсам…
Впрочем, как поясняют в Минэкономики, серьезных проблем доступа к деньгам при соблюдении всех правил у малого бизнеса нет и сегодня. На реализацию мероприятий Государственной программы развития малого и среднего бизнеса на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено Br 31 435,761 млн., но не все деньги находят адресата. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин подтверждает: представители малого бизнеса, остро нуждающиеся в финансовой поддержке, нередко ее… избегают. Они либо не знают, куда можно обратиться за помощью, либо не желают связываться с банковскими структурами. "Согласно Указу Президента от 21 мая 2009 г. № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" данное направление было признано одним из приоритетных для оказания финансовой господдержки. В рамках этой программы госорганы, в частности Мингорисполком, с целью предоставления льготных кредитов малому бизнесу размещают средства местных бюджетов на депозитных счетах ряда банков, а уже те на весьма выгодных условиях предоставляют эти деньги в долг малому и среднему бизнесу. Причем процент весьма небольшой. В минувшем году из сумм, выделенных Мингорисполкомом на кредитование малых производств, не востребованными оказалось более Br 1 млрд., это свидетельствует об определенной инертности МСБ", - говорит Владимир Карягин.
Как отмечают в Минэкономики, в настоящий момент последние штрихи получают еще два судьбоносных для предпринимателей документа. Первый - проект Указа "О лицензировании отдельных видов деятельности". На рассмотрении парламента находится проект Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства". Как рассказывает Александр Топилин, эти законодательные акты призваны заложить основу для дальнейшего успешного развития частного бизнеса, оздоровления экономики в целом. "Главное преимущество Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства" - он системно определит принципы функционирования в стране малого бизнеса. По сути, он вберет в себя все лучшее, что есть сегодня в законодательстве о малом и среднем бизнесе, и определит, на каких условиях и принципах будет осуществляться адресная поддержка МСБ, в каких видах и формах", - поясняет представитель Минэкономики.
По планам в результате реализации мероприятий Госпрограммы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий должен достичь 131%, в 2011 году - 133%, в 2012 году - 135%. Темп роста численности занятых в малом бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в нынешнем году до 111%, в 2011 году - до 113%, а в 2012 году - до 115%. Что же касается нынешних реалий, то МСБ, несмотря на бурное развитие, по-прежнему не слишком активно участвуют в формировании государственного бюджета. По данным налоговых органов, удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за первый квартал 2010 года составил 18,6%, в том числе от юридических лиц - 15,8%, от ИП - 2,8%.
В Департаменте по предпринимательству Минэкономики отмечают: минувший год в каком-то смысле стал революционным для сектора МСБ. Ребром был поставлен вопрос усиления предпринимательской составляющей экономики Беларуси, детально пересмотрены возможности для расширения партнерства бизнеса, общества и власти, много делалось для развития частно-государственного партнерства, а также улучшения имиджа Беларуси в международных рейтингах. Хотя, как говорят предприниматели, наметившаяся "оттепель" на законодательном поле еще не "весна". Для того чтобы механизм поддержки МСБ заработал в полную силу, для предпринимателей необходимо создавать еще более привлекательную "среду обитания". В бизнес-союзах говорят: в стране необходима дальнейшая либерализация как в части налогообложения, ценообразования, регулирования оплаты труда, так и в части сокращения административных процедур и нормативов. "Следует отработать вопросы собственности, арендных отношений, создать более совершенную систему доступа к кредитным ресурсам через альтернативные банкам гарантийные и инвестиционные фонды", - говорят предприниматели.
О том, что в Беларуси целесообразно принимать меры, которые способствовали бы активному развитию малого и среднего бизнеса, недавно высказался и глава государства. Выступая с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, Александр Лукашенко заметил: законодательство о предпринимательстве нуждается в дальнейших изменениях. "Настало время принять Директиву № 4 о дальнейшей либерализации, направленную на раскрепощение условий предпринимательской деятельности", - заявил глава государства. Как рассказывают в Минэкономики, проект Директивы № 4 о либерализации уже подготовлен и находится на согласовании в органах госуправления. Примечательно, что документ в каком-то смысле станет результатом двусторонней работы: в ходе его подготовки осуществлялись контакты с бизнес-сообществом, конкретизировалось мнение предпринимательских союзов по отдельным вопросам. "Структурно документ выдерживает те основные позиции и задачи, которые поставил глава государства. Одним из ключевых показателей, свидетельствующих о дальнейшей либерализации, станет совершенствование налогового законодательства", - рассказывает замдиректора Департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Топилин. Далее в ведомстве перечисляют основные моменты документа: его проект оговаривает вопросы ценообразования, меры по либерализации в сфере заработной платы, условия для привлечения иностранных и национальных инвесторов, регистрации малого и среднего бизнеса, будут в директиве освещены и вопросы доступа к кредитным ресурсам…
Впрочем, как поясняют в Минэкономики, серьезных проблем доступа к деньгам при соблюдении всех правил у малого бизнеса нет и сегодня. На реализацию мероприятий Государственной программы развития малого и среднего бизнеса на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году предусмотрено Br 31 435,761 млн., но не все деньги находят адресата. Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин подтверждает: представители малого бизнеса, остро нуждающиеся в финансовой поддержке, нередко ее… избегают. Они либо не знают, куда можно обратиться за помощью, либо не желают связываться с банковскими структурами. "Согласно Указу Президента от 21 мая 2009 г. № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" данное направление было признано одним из приоритетных для оказания финансовой господдержки. В рамках этой программы госорганы, в частности Мингорисполком, с целью предоставления льготных кредитов малому бизнесу размещают средства местных бюджетов на депозитных счетах ряда банков, а уже те на весьма выгодных условиях предоставляют эти деньги в долг малому и среднему бизнесу. Причем процент весьма небольшой. В минувшем году из сумм, выделенных Мингорисполкомом на кредитование малых производств, не востребованными оказалось более Br 1 млрд., это свидетельствует об определенной инертности МСБ", - говорит Владимир Карягин.
Как отмечают в Минэкономики, в настоящий момент последние штрихи получают еще два судьбоносных для предпринимателей документа. Первый - проект Указа "О лицензировании отдельных видов деятельности". На рассмотрении парламента находится проект Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства". Как рассказывает Александр Топилин, эти законодательные акты призваны заложить основу для дальнейшего успешного развития частного бизнеса, оздоровления экономики в целом. "Главное преимущество Закона "О поддержке малого и среднего предпринимательства" - он системно определит принципы функционирования в стране малого бизнеса. По сути, он вберет в себя все лучшее, что есть сегодня в законодательстве о малом и среднем бизнесе, и определит, на каких условиях и принципах будет осуществляться адресная поддержка МСБ, в каких видах и формах", - поясняет представитель Минэкономики.
По планам в результате реализации мероприятий Госпрограммы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий должен достичь 131%, в 2011 году - 133%, в 2012 году - 135%. Темп роста численности занятых в малом бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в нынешнем году до 111%, в 2011 году - до 113%, а в 2012 году - до 115%. Что же касается нынешних реалий, то МСБ, несмотря на бурное развитие, по-прежнему не слишком активно участвуют в формировании государственного бюджета. По данным налоговых органов, удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за первый квартал 2010 года составил 18,6%, в том числе от юридических лиц - 15,8%, от ИП - 2,8%.