Число визитов контролеров на предприятия сократилось в 2,2 раза
13.05.2010 10:45
—
Новости Экономики
С начала нынешнего года в Беларуси действует единый порядок проведения проверок. Указ № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" определил: контроль осуществляется в выборочном, а не в сплошном режиме, а основное внимание концентрируется на организациях и субъектах хозяйствования, представляющих наибольший риск с точки зрения обеспечения финансовой, экономической, социальной безопасности. Согласно задумке новые принципы должны были определить правовую основу для сокращения числа проверок, а также исключить вероятность необоснованного вмешательства в деятельность компаний и предприятий. По мнению специалистов, идея удалась - итоги работы контролирующих органов, работающих в новом режиме, дают понять: число мероприятий сокращается, но при этом их результативность возрастает…
Еще до вступления в силу указа № 510 возможные последствия изменений в законодательстве долго обсуждались бизнес-сообществом. По мнению предпринимателей, документ пусть и стал в какой-то мере революционным, но не должен был существенно повлиять на число визитов инспекторов на белорусские предприятия. Впрочем, в Министерстве по налогам и сборам кардинально не согласны с такими утверждениями. По мнению специалистов ведомства, новое законодательство позволило сформировать экономически оправданные меры реагирования при планировании и проведении проверок. Как уверяет замначальника управления анализа, планирования и координации контрольной деятельности Главного управления организации контрольной деятельности МНС Валерий Румянцев, предварительные итоги за первый квартал 2010 года позволяют делать весьма оптимистичные выводы.
За первые три месяца нынешнего года налоговиками было проведено 9,4 тыс. проверок действующих субъектов предпринимательства. Если сравнивать эту цифру с показателями 2008 года, количество визитов контролеров сократилось в 2,2 раза, но при этом одновременно увеличился удельный вес субъектов, в результате проверок которых устанавливаются нарушения законодательства.
Два года назад нарушения фиксировались у 75% проверяемых, теперь - у 88,5%. "Увеличившаяся результативность свидетельствует о повышении качества выбора объектов для проверок, - уверяет Валерий Румянцев. - Кстати, по результатам проверок было доначислено Br 54,4 млрд, Br 52 млрд из этой суммы - по субъектам предпринимательской деятельности".
Специалисты не преминули заметить: указ № 510 смягчил в некоторых моментах налоговое законодательство. Его нормами было предоставлено право освобождать субъекты хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности выявленных нарушений. Например, ранее за неуплату "двух копеек" в бюджет компанию могли ожидать санкции, причем точно такие же, как если бы она полностью уклонялась от налогов много лет. Теперь, если "грех" проштрафившегося предпринимателя не превышает 1 % от суммы уплаченных налогов, в случае своевременного устранения ошибки ему ничего не грозит. Только за первые два месяца нынешнего года от административной ответственности освобождено более 400 таких субъектов хозяйствования. Но указ № 510 установил и более жесткие требования в отношении внеплановых тематических оперативных проверок как в части оснований их назначения, так и сроков проведения. Так, за первый квартал 2010 года было проведено 3148 внеплановых тематических оперативных проверок, результативность которых составила 99%. Хотя и в данном случае специалисты МНС констатируют: ходить на предприятия они стали в 2,9 раза реже. Но эффективность их визитов не уменьшилась - из теневого оборота было изъято примерно Br 6,2 млрд.
"В координационный план первого полугодия 2010 года всеми надзорными органами было включено 36 793 проверки, в том числе с участием налоговых органов - 14 662. При этом среди проверяемых субъектов, включенных в план, 12 152 были отнесены к высокой группе риска, а 2454 - к средней. Это 82,9% и 16,7% от общего числа проверок с участием налоговых органов. К низкой группе относилось всего 13 предприятий, что составляет примерно 0,1% от общего числа проверяемых", - говорит Валерий Румянцев.
В настоящее время налоговые органы формируют сводный план проверок на второе полугодие 2010 года, в который в первую очередь будут включаться субъекты хозяйствования, отвечающие большему количеству критериев, являющихся основанием для их отнесения к высокой группе риска. Как рассказывает начальник управления анализа, планирования и координации контрольной деятельности Главного управления организации контрольной деятельности МНС Светлана Дубровская, налоговики планируют обратить внимание на пресечение схем минимизации налоговых платежей в таких сферах деятельности, как строительство, международные автомобильные грузоперевозки, торговая посредническая деятельность, торговля наиболее востребованными товарами. Планируется также выявление нарушений законодательства в части оформления трудовых отношений, выдачи наличных денежных средств без отражения в регистрах бухгалтерского учета и выплаты зарплаты "в конвертах" и других нарушений, связанных с оборотом наличных денежных средств, а также проведение контрольных мероприятий в отношении контрагентов, зачислявших денежные средства на счета субъектов хозяйствования, действовавших по признакам "лжепредпринимательских" структур.
Еще до вступления в силу указа № 510 возможные последствия изменений в законодательстве долго обсуждались бизнес-сообществом. По мнению предпринимателей, документ пусть и стал в какой-то мере революционным, но не должен был существенно повлиять на число визитов инспекторов на белорусские предприятия. Впрочем, в Министерстве по налогам и сборам кардинально не согласны с такими утверждениями. По мнению специалистов ведомства, новое законодательство позволило сформировать экономически оправданные меры реагирования при планировании и проведении проверок. Как уверяет замначальника управления анализа, планирования и координации контрольной деятельности Главного управления организации контрольной деятельности МНС Валерий Румянцев, предварительные итоги за первый квартал 2010 года позволяют делать весьма оптимистичные выводы.
За первые три месяца нынешнего года налоговиками было проведено 9,4 тыс. проверок действующих субъектов предпринимательства. Если сравнивать эту цифру с показателями 2008 года, количество визитов контролеров сократилось в 2,2 раза, но при этом одновременно увеличился удельный вес субъектов, в результате проверок которых устанавливаются нарушения законодательства.
Два года назад нарушения фиксировались у 75% проверяемых, теперь - у 88,5%. "Увеличившаяся результативность свидетельствует о повышении качества выбора объектов для проверок, - уверяет Валерий Румянцев. - Кстати, по результатам проверок было доначислено Br 54,4 млрд, Br 52 млрд из этой суммы - по субъектам предпринимательской деятельности".
Специалисты не преминули заметить: указ № 510 смягчил в некоторых моментах налоговое законодательство. Его нормами было предоставлено право освобождать субъекты хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности выявленных нарушений. Например, ранее за неуплату "двух копеек" в бюджет компанию могли ожидать санкции, причем точно такие же, как если бы она полностью уклонялась от налогов много лет. Теперь, если "грех" проштрафившегося предпринимателя не превышает 1 % от суммы уплаченных налогов, в случае своевременного устранения ошибки ему ничего не грозит. Только за первые два месяца нынешнего года от административной ответственности освобождено более 400 таких субъектов хозяйствования. Но указ № 510 установил и более жесткие требования в отношении внеплановых тематических оперативных проверок как в части оснований их назначения, так и сроков проведения. Так, за первый квартал 2010 года было проведено 3148 внеплановых тематических оперативных проверок, результативность которых составила 99%. Хотя и в данном случае специалисты МНС констатируют: ходить на предприятия они стали в 2,9 раза реже. Но эффективность их визитов не уменьшилась - из теневого оборота было изъято примерно Br 6,2 млрд.
"В координационный план первого полугодия 2010 года всеми надзорными органами было включено 36 793 проверки, в том числе с участием налоговых органов - 14 662. При этом среди проверяемых субъектов, включенных в план, 12 152 были отнесены к высокой группе риска, а 2454 - к средней. Это 82,9% и 16,7% от общего числа проверок с участием налоговых органов. К низкой группе относилось всего 13 предприятий, что составляет примерно 0,1% от общего числа проверяемых", - говорит Валерий Румянцев.
В настоящее время налоговые органы формируют сводный план проверок на второе полугодие 2010 года, в который в первую очередь будут включаться субъекты хозяйствования, отвечающие большему количеству критериев, являющихся основанием для их отнесения к высокой группе риска. Как рассказывает начальник управления анализа, планирования и координации контрольной деятельности Главного управления организации контрольной деятельности МНС Светлана Дубровская, налоговики планируют обратить внимание на пресечение схем минимизации налоговых платежей в таких сферах деятельности, как строительство, международные автомобильные грузоперевозки, торговая посредническая деятельность, торговля наиболее востребованными товарами. Планируется также выявление нарушений законодательства в части оформления трудовых отношений, выдачи наличных денежных средств без отражения в регистрах бухгалтерского учета и выплаты зарплаты "в конвертах" и других нарушений, связанных с оборотом наличных денежных средств, а также проведение контрольных мероприятий в отношении контрагентов, зачислявших денежные средства на счета субъектов хозяйствования, действовавших по признакам "лжепредпринимательских" структур.