Нефтяное пятно на отношениях

Источник материала: informacia.ru
12.05.2010 08:42 — Новости Экономики

 На российско-белорусские отношения легло нефтяное пятно. Второго мая на Мозырьский нефтеперерабатывающий завод в Гомельской области прибыли первые 80 тыс. тонн венесуэльской нефти. После этого власти братской республики заявили, что российская нефть их стране и даром не нужна. 

 
Минск всячески дает понять, что венесуэльский город Каракас ему теперь милее Москвы. Понятно, что Лукашенко приступил к поиску новых друзей на другом конце земного шара не от хорошей жизни. А только после того как Россия заявила, что будет беспошлинно поставлять Белоруссии ровно столько нефти, сколько ей нужно для внутреннего потребления. 
 
Раньше условия были гораздо проще – мы беспошлинно поставляли белорусам до 24 млн. т нефти в год. Из них 6–7 млн. сопредельная страна оставляла себе, а остальные 16–17 млн. – перерабатывала в нефтепродукты и продавала в Европе. Благодаря режиму благоприятствования Минск дополнительно зарабатывал более 3 млрд. долл. в год. 
 
Когда халява кончилась, А. Лукашенко и обратился к Уго Чавесу. По условиям соглашения, Венесуэла будет продавать в Белоруссию до 4 млн. т нефти в год. В перспективе поставки собираются нарастить до 10 млн. тонн. Хороший вопрос, чего здесь больше – экономического расчета или государственного пиара? Все-таки гонять нефтяные танкеры за 13 тыс. км – удовольствие не из дешевых. 
 
Да и Москва постаралась сделать так, чтобы транспортировка обходилась белорусам как можно дороже. Дело в том, что самый короткий и дешевый путь – доставлять нефть танкерами до Одессы, а оттуда пускать ее в нефтепровод Одесса – Броды. Но, по данным украинских СМИ, этому препятствует российская компания «Транснефть», обслуживающая данную трубу. Потому Белоруссия вынуждена в Одессе перегружать венесуэльскую нефть в цистерны и везти до Мозыря по железной дороге. По расчетам аналитиков, из-за этого каждая тонна нефти дорожает на 40 долларов. 
 
Тем не менее венесуэльское черное золото все равно получается… дешевле российского. Считайте сами: по состоянию на начало мая, с учетом 100%-ной пошлины российская нефть шла по 800 долл. за тонну. Тонна венесуэльской нефти со всеми расходами на доставку получается дешевле – 700 долларов. Это потому, что, даже если Лукашенко не получил скидку, стоимость черного золота от Уго Чавеса привязана к биржевым котировкам в США, а они сейчас – низкие. К тому же на американских биржах сорт нефти «лайтс» традиционно на 5–6% дешевле, чем в Европе. 
 
Вдобавок Минск отрабатывает запасной вариант: доставку углеводородов через литовский порт Клайпеда. Это выгоднее, чем возить нефть через Одессу, поскольку расстояние от Клайпеды до Мозыря короче на треть. Правда, этот порт пока может работать только на отгрузку нефти. Но 30 апреля глава белорусского правительства Сергей Сидорский уже обсуждал эту тему с премьер-министром Литвы Андрюсом Кубилюсом. 
 
Каков итог? А. Лукашенко уже выиграл 100 долл. с тонны нефти, или примерно 400 млн. долл. в год. Мало того, Белоруссия вмиг стала… четвертым по величине покупателем венесуэльской нефти. Это хороший урок для некоторых политиков и нефтяников. Раз уж латиноамериканский товар дешевле, нужно было сделать белорусам скидку. Хотя бы чуть ниже уровня нефти из Венесуэлы. 
 
С другой стороны, история показывает, что дружба Уго Чавеса – штука непрочная. Как для Москвы, так и для Минска. Сейчас после катастрофы нефтяной платформы «Бритиш Петролеум» в Мексиканском заливе в США начался дефицит нефти, цены поползли вверх. При этом американский рынок для Венесуэлы, мягко говоря, на порядок важнее белорусского. Поэтому не исключено, что Каракас направит всю свою экспортную нефть в США, а белорусских друзей попросят потерпеть. 
 
Да и Турция может запретить транспортировку нефти танкерами через свои проливы. 12 мая Дм. Медведев, будучи с визитом в Анкаре, предложит туркам сделать это как можно быстрее. Экология, знаете ли... 
 
В общем, еще неизвестно, кто в итоге проиграет в этой нефтяной сваре. Подождем – посмотрим. 
←Солнечные коллекторы TiSUN FA

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика