«Не стоит рассчитывать на изменение условий»

Источник материала:  


Обнародованный Украиной тариф на транспортировку венесуэльской нефти в Беларусь в очередной раз поставил вопрос о целесообразности венесуэльских поставок и правильности выбора маршрута.

По информации аналитика киевской консалтинговой компании UPECO (United Petroleum Consultants) Александра Сиренко, установленный для Беларуси тариф аналогичен тарифу, который ранее был предложен Казахстану. Но, как в конце 2009г. заявил посол Казахстана на Украине и в Молдове Амангельды Жумабаев, поставки нефти и нефтепродуктов по железным дорогам Казахстану дешевле осуществлять через российские порты на Балтике, а не через Одессу, расстояние до которой меньше, из-за более выгодных транспортных тарифов, предлагаемых россиянами.

Насколько привлекательны предложенные Украиной условия, корреспондент «БелГазеты» выясняла у замдиректора аналитической компании НТЦ «Психея» (Киев) Геннадия РЯБЦЕВА.

- По информации Минтранса Украины, если Беларусь перевезет через Украину весь задекларированный объем венесуэльской нефти - 4 млн. т, - Украина заработает на этом $120-130 млн. Получается, дополнительные расходы Беларуси составят $30-32,5 на т.

- Это многовато. Для сравнения: транспортировка 1 т нефти на 1 км по магистральным нефтепроводам, по моей информации, обходится на Украине в 20-50 гривен ($1 равен 7,93 гривны. - «БелГазета»). Другое дело, что высокие тарифы на перевозку железнодорожным транспортом - проблема не только поставок венесуэльской нефти в Беларусь. «Укрзалізниця» (Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины. - «БелГазета») является монополистом и устанавливает тарифы без оглядки на экономические основания.

Железнодорожные тарифы вызывали претензии со стороны и украинских НПЗ, и российских нефтяных компаний. Из-за высоких тарифов на транзит нефти и нефтепродуктов по железной дороге в 2009г. возникали проблемы при поставках нефти на Кременчугский НПЗ, темных нефтепродуктов, в основном мазута, - на экспорт. Но все стараются транспортировать нефть и нефтепродукты трубопроводным транспортом, потому что он дешевле. А железнодорожные поставки организуются только тогда, когда им нет альтернативы. Внутри Украины по железной дороге транспортируется, например, нефть с западных месторождений на Кременчугский НПЗ, поскольку у нас нет трубопроводов для прокачки нефти в этом направлении.

- Может быть, довольно высокий ценник на транзит нефти - это реверанс в сторону России (после заключения нового газового соглашения и договора по Черноморскому флоту), которая скептически оценила возможности поставок венесуэльской нефти?

- Не думаю. Соглашение о поставке венесуэльской нефти заключено до явного потепления отношений между Украиной и Россией. К тому же я очень сомневаюсь, что при заключении подобных контрактов учитывается мнение третьей стороны.

- Беларусь изучает возможности наладить поставки нефти из Венесуэлы через порты Балтии, в частности через литовский терминал Бутинге. Украина не боится конкуренции?

- Конечно, Украина заинтересована в том, чтобы эти поставки проходили по ее территории. Деньги, которые наша страна может на этом заработать, никогда не будут лишними. Но если маршрут транспортировки нефти через Украину ранее был признан лучшим, то, значит, это так и не стоит рассчитывать на изменение условий. К тому же предложенный Беларуси тариф выше, чем внутриукраинский. Вероятно, для Беларуси тариф установлен исходя из европейских значений. Возможно, этот тариф был бы ниже, если бы между Украиной и Беларусью были более тесные экономические и политические отношения. Но последние пять лет показали, что таких отношений у нас нет.
←Беларусь ждет от МВФ консультаций, а не кредитов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика