Пиар-кампания МВД и Госконтроля
Отдельные статьи, появившиеся за последнюю неделю в независимых СМИ на тему коррупции, приводят к закономерному выводу о том, что Госконтроль и МВД Беларуси просто загибаются от нехватки квалифицированных кадров и решают эту проблему набором случайных людей с улицы, только недавно переехавших на ПМЖ в Беларусь – уж слишком далеки они от белорусских реалий. А ведь речь идет о сотрудниках департамента финансовых расследований Госконтроля и Главного управления по борьбе с коррупцией МВД.
Так на днях Белорусские новости опубликовали статью об уголовном деле, которое заведено ДФР КГК РБ в отношении должностных лиц УП «Интегралтехнис» (дочернее предприятие Интеграла) по статье 250 УК РБ «Распространение ложной информации о товарах и услугах». Суть дела была изложена в появившейся в конце 2009 года публикации о том, что указанное предприятие закупало продукцию (мониторы) компании Acer и перепродавало ее под брендом Интеграл, меняя лишь наклейки.
Тема, безусловно, актуальна, но и отнюдь не нова для белорусского рынка: декабрь 2009 года – это лишь последнее упоминание об уловках импортозамещения в прессе. Относительно большой резонанс эта тема получила несколько лет назад, когда задача по борьбе с импортом была озвучена на высшем уровне, а в стране начала набирать обороты кампанию по импортозамещению.
Идея быстрой организации производства так называемой импортозамещающей продукции – импорт частей готовых изделий, их сборка, заклейка оригинального бренда этикеткой с именем белорусского производителя - была одобрена на уровне правительства и госорганов. Получив добро, белорусские госпредприятия по выпуску бытовой техники и электроники мгновенно от своего имени или через создание дочерних структур наладили выпуск «белорусских» товаров. При этом всем госпредприятиям и организациям было в устной и письменной форме рекомендовано осуществлять закупки именно у таких структур.
На первом этапе в страну завозилась почти готовая продукция «no name», которую по международным нормам можно перепродавать на местном рынке под местным брендом. Однако из-за просчетов в логике и логистике белорусские «производители» договорились с импортерами известных брендов о поставке необходимых товарных партий, и процедура «ре-бренда» или «наклей наш стикер» была поставлена на широкую ногу.
Поскольку емкость белорусского рынка для многих мировых производителей, мягко говоря, не представляет интереса, а рынок сам по себе считается весьма закрытым и забюрократизированным, то ради его постепенного (ползучего) завоевания многие закрыли глаза на белорусский произвол.
Проблема в том, что ни страна, ни потребитель не ощутили никакой выгоды от такого импортозамещения. Выиграли те, под кого были созданы дополнительные рабочие места. И именно этой проблемой, а также мотивами высокопоставленных чиновников и должны заниматься контролирующие органы.
Странные действия руководства Интегралтехниса сложно отрицать, и никакие доводы и отговорки в данном случае неуместны. Но если сотрудники ДФР КГК РБ знакомы с историей становления импортозамещающего производства, какой смысл освещать в прессе лишь небольшой эпизод дела, главные фигуранты которого по большому счету находятся в правительстве.
Вторая статья посвящена теме крупных финансовых махинаций с государственными дотациями, в которых, по мнению ГУБОП МВД, замешаны должностные лица ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «АСБ «Беларусбанк», но нити ведут на самый верх.
Как сообщил Ежедневник со ссылкой на представителей ГУБОП, два госбанка столкнувшись с проблемой возврата кредитов, выданных сельхозпредприятиям в рамках госпрограммы возрождения села на 2005-2010 годы, вынуждены были прибегнуть к перекредитовке должников под фиктивные закупки зерна – погашение старых кредитов за счет новых. Подобная схема позволяет улучшить финансовые и пруденциальные показатели банков и под нее были разработаны два указа №333 от 13 июня 2008 года «О мерах по обеспечению закупки сельскохозяйственного сырья, ягод и грибов урожая 2008 года» и №386 от 21 июля 2009 года «О некоторых вопросах деятельности организаций, осуществляющих закупку продукции растениеводства урожая 2009 года и иной продукции и расчеты за нее».
Можно лишь поздравить руководства двух банков с достижением столь высокого мастерства по лоббированию своих интересов – подписать целых два указа, которые узаконивают коррупционную схему. Следует признать, что в Беларуси применяется практика, когда тексты указов придумывают заинтересованные субъекты хозяйствования, фигурирующие в тексте документа (инвестиции, господдержка). Но разработчики честно признаются, что с радостью отказались бы от этой повинности. Придумать (переписать) текст документа не составляет особого труда, но на согласование документа в администрации и профильных министерствах, как правило, требуются долгие месяцы разъяснений, чего означает каждая запятая.
Господдержка белорусского села давно вызывает обоснованную критику со стороны независимых и зависимых экспертов, чиновников, международных финансовых структур-доноров и стран-торговых партнеров. В село направляются огромные деньги, поступающие в виде кредитов, которые действительно портят показатели не только банковской системе, но и в целом стране, не говоря уже об инфляции и прочих минусах. Но это вопрос к проводимой в стране экономической политике, а не к руководителям двух банков.
Сужая тему, следует отметить, что реструктуризация выданных кредитов в силу неплатежеспособности заемщика является обычной мировой практикой. Любой банк старается улучшить свои показатели. Ведь в противном случае можно забыть о возможности привлечения в страну средств иностранных заемщиков. А в случае Беларуси, речь идет об экономической безопасности страны.
В этой связи банки проводят соответствующую работу с кредитополучателями. И при любой возможности вернуть в итоге выданные деньги, в том числе за счет пролонгации сроков его возврата и даже выдачи нового кредита, банк пойдет навстречу клиенту. Это проще и выгоднее, нежели через суд получать права на залоговое имущество и затем устраивать грандиозные распродажи. Сайты белорусских банков в этой части больше похожи на сайты супермаркетов – чего только не найдешь в списках залогового имущества.
Что же касается упомянутых госбанков и «криминальных указов», то следует обратить внимание на даты их подписания и сопоставить предпринятые Нацбанком и правительством меры по реструктуризации колхозной задолженности. В конце 2008 года банкам де-факто погасили эту задолженность сельхозпредприятий вливаниями в уставные фонды банков и платежами из бюджета, в конце 2009 года - выдачей долгосрочных кредитов по льготной ставке. Да, такие меры нельзя назвать рыночными и они вызывают нарекания, но не возражения, со стороны МВФ. Но ведь ГУБОП не за рыночные методы ратует.
Если полистать законодательную базу Беларуси, то подобных указов за последние 10 лет было подписано чуть ли не две сотни. А ведь были еще распоряжения А.Лукашенко и поручения Совмина, которые у нас в стране публикуются далеко не всегда. Возникает вполне закономерный вопрос: какую цель на самом деле преследуют сотрудники ГУБОП, выдергивая две страницы из огромного тома, главным действующим лицом которого является А.Лукашенко. Ведь именно он без устали твердит о необходимости дальнейшей поддержке села и наращивании производства экспортной сельхозпродукции. Лукашенко же ставит подписи под этими указами, а не Н.Ермакова с С.Румасом (главы Беларусбанка и Белагропромбанка). Получается, что Лукашенко не читает документы?
Напрашивается лишь один ответ, объясняющий такие наскоки со стороны МВД и КГК. Пытаясь публично реагировать на поднятые общественностью нарушения, сотрудники этих ведомств работают на валовые показатели, а не качество, в надежде на победу в конкурсе «Кто из силовиков и контролеров всех главнее». Но вот щепки то летят, а лес как стоял, так и стоит… Впрочем, как стало известно, Нацбанк уже отреагировал на пиар акцию МВД и ждет предметных разъяснений по кредитному делу. В свою очередь Минпром пока никак не отреагировал на интерес Госконтроля к технологическому процессу смены наклеек…