Мировая практика управления персоналом на пути в Беларусь
30.04.2010 09:00
—
Новости Экономики
Экономика Беларуси должна расти. Задача поставлена, и спрос за невыполнение планов по модернизации экономики и внедрению инноваций будет жестким. Но экономика не растет сама - ее растят. И среди факторов роста один из важнейших - люди. А пока в Беларуси инвестиции в производственный капитал опережают инвестиции в человеческий капитал. Роль персонала, важность инвестиций в его обучение и развитие обсуждали в Минске в четверг на Саммите директоров - 2010.
"Кризис показал, что персонал - это главное, что может спасти и предприятие, и целые отрасли, обеспечить конкурентный рывок", - отметил в беседе с корреспондентом TUT.BY ректор Международного института менеджмента ЛИНК (Москва) Сергей Щенников.
"Предприятия уже не вернутся в старое безмятежное состояние. Не уверен, что директорский корпус готов к тому, что вопросы персонала выходят на первый план. Пока отсутствует понимание, зачем и что нужно изменять в своей деятельности и какие компетенции надо наращивать", - заявил эксперт.
Он пояснил, что сегодня компаниям надо выстраивать новую организационную структуру, воспитывать новую организационную культуру, что еще сложнее, и как необходимое условие - менять стиль управления, ментальность. Для этого, отметил Щенников, "необходимо привлечение современных методов управления знаниями, новых образовательных моделей, вместо той классической университетской модели, к которой все привыкли".
"Большинство образовательных моделей и те результаты, которые получают люди, приходя в так называемое бизнес-образование, абсолютно не адекватны тем задачам, которые перед ними стоят. Такое образование не востребовано - это потеря времени. Нужно искать бизнес-школы, которые в состоянии вместе с предприятием выстраивать систему управления знаниями, совершенствовать конкретные компетенции, необходимые этому предприятию и этому бизнесу. Большинство традиционных структур, к сожалению, решать эти задачи не может. Люди получают документ об образовании, не получая тех компетенций, которые нужны", - рассказал эксперт.
Однако персонал должен быть не только образованным, но и мотивированным. "Если у предприятия есть осознанная миссия, социально значимые мотивы, тогда вопроса с мотивацией, приверженностью персонала не возникает. Но не стоит искать внефинансовые механизмы мотивации как замещение или оправдание плохой зарплаты", - подчеркнул Сергей Щенников. При этом он добавил: "Особенность русской и белорусской культуры в том, что мы - люди идеи. Социально значимая миссия позволяет людям осознанно соглашаться на определенные ограничения зарплаты. Но это не инструмент для спекуляций".
О российской практике управленческого и организационного консалтинга, решении вопросов обучения и оценки персонала, проблемах корпоративной культуры рассказала генеральный директор Центра управленческих компетенций (Москва) Вероника Ярных.
"Раньше все проблемы в области организации оплачивались за счет прибыли, а сейчас оплачивать не из чего. И все они оказались на поверхности, а консультанты могут показать пути решения проблем за счет внутренних ресурсов. Не обязательно тратить огромные деньги. У любой компании есть масса внутренних ресурсов, которые просто не используются - либо по незнанию, либо из-за лени", - отметила эксперт.
При этом привлекать консультантов для решения вопросов управления персоналом готовы уже не только частные компании. Вероника Ярных отметила, что доля госкомпаний в портфеле заказчиков уже составляет 10-15 %. "Государству тоже нужна прибыль, оно тоже хочет быть эффективным", - подчеркнула она.
При этом, пояснила эксперт, не стоит сводить вопрос оптимизации к сокращению персонала. "Не всегда есть смысл увольнять персонал предпенсионного возраста, ведь на производственных предприятиях эти люди - носители знаний, они лояльны компании. Почему бы их не использовать, в том числе в программах наставничества? А это тоже оптимизация, причем к сокращению персонала отношения не имеющая", - отметила Ярных.
О белорусской практике управления персоналом TUT.BY рассказал директор ИП "Кока-Кола Бевриджис Белоруссия" Александр Денисов. "Вопросы управления персоналом становятся все более актуальными для белорусского топ-менеджмента. В любой успешной компании именно генеральный директор - самый главный менеджер по персоналу. Мировая практика управления персоналом должна прийти в Беларусь как можно быстрее и в полном объеме", - подчеркнул он.
"Вне зависимости от экономической атмосферы - кризис или успешный рост - вопросы персонала критически важны для бизнеса. Без правильного персонала успех в бизнесе невозможен", - добавил Денисов.
"Кризис показал, что персонал - это главное, что может спасти и предприятие, и целые отрасли, обеспечить конкурентный рывок", - отметил в беседе с корреспондентом TUT.BY ректор Международного института менеджмента ЛИНК (Москва) Сергей Щенников.
"Предприятия уже не вернутся в старое безмятежное состояние. Не уверен, что директорский корпус готов к тому, что вопросы персонала выходят на первый план. Пока отсутствует понимание, зачем и что нужно изменять в своей деятельности и какие компетенции надо наращивать", - заявил эксперт.
Он пояснил, что сегодня компаниям надо выстраивать новую организационную структуру, воспитывать новую организационную культуру, что еще сложнее, и как необходимое условие - менять стиль управления, ментальность. Для этого, отметил Щенников, "необходимо привлечение современных методов управления знаниями, новых образовательных моделей, вместо той классической университетской модели, к которой все привыкли".
"Большинство образовательных моделей и те результаты, которые получают люди, приходя в так называемое бизнес-образование, абсолютно не адекватны тем задачам, которые перед ними стоят. Такое образование не востребовано - это потеря времени. Нужно искать бизнес-школы, которые в состоянии вместе с предприятием выстраивать систему управления знаниями, совершенствовать конкретные компетенции, необходимые этому предприятию и этому бизнесу. Большинство традиционных структур, к сожалению, решать эти задачи не может. Люди получают документ об образовании, не получая тех компетенций, которые нужны", - рассказал эксперт.
Однако персонал должен быть не только образованным, но и мотивированным. "Если у предприятия есть осознанная миссия, социально значимые мотивы, тогда вопроса с мотивацией, приверженностью персонала не возникает. Но не стоит искать внефинансовые механизмы мотивации как замещение или оправдание плохой зарплаты", - подчеркнул Сергей Щенников. При этом он добавил: "Особенность русской и белорусской культуры в том, что мы - люди идеи. Социально значимая миссия позволяет людям осознанно соглашаться на определенные ограничения зарплаты. Но это не инструмент для спекуляций".
О российской практике управленческого и организационного консалтинга, решении вопросов обучения и оценки персонала, проблемах корпоративной культуры рассказала генеральный директор Центра управленческих компетенций (Москва) Вероника Ярных.
"Раньше все проблемы в области организации оплачивались за счет прибыли, а сейчас оплачивать не из чего. И все они оказались на поверхности, а консультанты могут показать пути решения проблем за счет внутренних ресурсов. Не обязательно тратить огромные деньги. У любой компании есть масса внутренних ресурсов, которые просто не используются - либо по незнанию, либо из-за лени", - отметила эксперт.
При этом привлекать консультантов для решения вопросов управления персоналом готовы уже не только частные компании. Вероника Ярных отметила, что доля госкомпаний в портфеле заказчиков уже составляет 10-15 %. "Государству тоже нужна прибыль, оно тоже хочет быть эффективным", - подчеркнула она.
При этом, пояснила эксперт, не стоит сводить вопрос оптимизации к сокращению персонала. "Не всегда есть смысл увольнять персонал предпенсионного возраста, ведь на производственных предприятиях эти люди - носители знаний, они лояльны компании. Почему бы их не использовать, в том числе в программах наставничества? А это тоже оптимизация, причем к сокращению персонала отношения не имеющая", - отметила Ярных.
О белорусской практике управления персоналом TUT.BY рассказал директор ИП "Кока-Кола Бевриджис Белоруссия" Александр Денисов. "Вопросы управления персоналом становятся все более актуальными для белорусского топ-менеджмента. В любой успешной компании именно генеральный директор - самый главный менеджер по персоналу. Мировая практика управления персоналом должна прийти в Беларусь как можно быстрее и в полном объеме", - подчеркнул он.
"Вне зависимости от экономической атмосферы - кризис или успешный рост - вопросы персонала критически важны для бизнеса. Без правильного персонала успех в бизнесе невозможен", - добавил Денисов.