Заземлили земельным налогом

Источник материала:  


Не успела вступить в силу Особая часть Налогового кодекса (1 января 2010г.), как начал разгораться очередной конфликт между бизнесом и властью. Принятие данного документа имело бы смысл, если бы правительство хотело снизить налоги и упростить налоговую систему в целом. Но с налогами получилось, как с арендой и либерализацией цен. Причем самым опасным для бизнеса стал налог земельный.

Не президентское это дело - разбираться в ставках налогов и порядке их уплаты. Однако если Александр Лукашенко год за годом требует радикальной реформы налоговой системы, а ему подкидывают налоговые кренделя с увеличением платежей по налогу на землю в десятки раз, нужно, наконец, разобраться.

В своем послании Нацсобранию и народу глава государства прямо сказал о полном несоответствии существующей в Беларуси налоговой системы задаче создания современной, конкурентной экономики. Очевидно, чиновники, заверили его в том, что Особая часть Налогового кодекса - это адекватный ответ на требования национального бизнеса и внешних инвесторов.

В Минналогов и сборов (МНС) и Минфине работает много хороших специалистов, четко выполняющих инструкции сверху. Правительство получило задание не сокращать объем совокупных госрасходов и не допустить дефицита бюджета. Провести на этом фоне налоговую реформу будет посложнее цирковой эквилибристики. Потому как совместить в одной программе сохранение госрасходов на уровне 45-47% ВВП, бездефицитный бюджет и снижение налоговой нагрузки невозможно. Поэтому Минфин/МНС решили обязательно выполнить первую задачу, постараться справиться со второй и имитировать выполнение третьей.

В рамках налоговой реформы для отвода глаз были отменены некоторые налоги, в т.ч. оборотный сельхозналог. Сторонники рынка приветствовали введение плоского 12-процентного подоходного налога. Были ликвидированы мелкие местные платежи и увеличены сроки отчетности по некоторым налогам. Впечатление от этих небольших, но приятных изменений в нужном направлении испортили другие меры: увеличение на 2 п.п. НДС, рост ставки акцизов и отчислений в инновационные фонды. В дополнение предпринимателям предложили налог на землю - он может стать последним налогом, который тысячи коммерческих организаций заплатят до закрытия бизнеса.

С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

Земля в Беларуси бесхозная - как в Советском Союзе, формально она принадлежит народу. Поскольку земля находится вне полноценного коммерческого оборота, у нее нет цены. Оттого и отношение к ней чиновников - небрежное и крайне несерьезное. Но в учебниках по политэкономии социализма они читали, что цена на землю должна быть высокой. И поскольку высшее руководство строго-настрого приказало землю не продавать, люди, никогда ни бизнесом, ни оценкой его активов не занимавшиеся, взяли на себя тяжелую задачу определить ее стоимость. Так появилась кадастровая стоимость каждого участка земли нашей страны.

В условиях кризиса и потери большого энергетического гранта начались хаотичные поиски новых источников ресурсов для пополнения бюджета. Поиски были недолгими - ресурсы нашлись в буквальном смысле под ногами. Так появилась мысль резко увеличить налог на землю (высокая кадастровая стоимость плюс разного рода коэффициенты) и еще больше укрепить свою номенклатурную власть (дискриминационное использование коэффициентов для разных регионов, способов назначения земли и разных видов экономической деятельности). Эта мысль материализовалась в Особой части Налогового кодекса. Появился особый вид регулирования и своеобразная форма государственно-частного партнерства - государственное рыночное регулирование.

0,36 ПРОТИВ 8,5

На первый взгляд кажется, что в Налоговый кодекс вкралась досадная ошибка секретарши. При наборе цифр ставок земельного налога для разных регионов она просто не там поставила запятую. Для Минска была установлена ставка 0,36, а для сельских населенных пунктов, очевидно, должно было быть 0,85. Но в окончательную версию документа попал коэффициент 8,5. Как только до заинтересованных людей дошло, что произошло, они начали бить в набат - против земельного налога единым фронтом выступили союзы предпринимателей страны.

Указ N143 от 9 марта 2010г. предоставил местным органам власти право изменять ставки земельного налога. Как указывает в своем письме в Совмин Республиканская конфедерация предпринимательства, «многие местные советы уже воспользовались этим правом, увеличив размер ставки земельного налога в сельских населенных пунктах, а также за земли, расположенные за пределами населенных пунктов, еще на 100%». Если ставки налогов на землю не изменятся, то о развитии предпринимательства в регионах можно будет забыть. Коммерческие организации и без того испытывают проблему доступа к оборотному капиталу, а земельный налог не просто в значительной степени приземлит их инвестиционные планы, но многих вообще сравняет с землей.

ЗАКЛЁВАННЫЙ ИНКУБАТОР

Хорошо иллюстрирует последствия введения земельного налога ситуация с ЗАО «МАП ЗАО», которое является инкубатором малого предпринимательства в поселке Колодищи (Минский район). Он получил в постоянное пользование участки земли для строительства административного здания и торгового центра, где планировалось разместить бизнес малых предприятий. Сегодня на площадке инкубатора работают 70 коммерческих организаций с 1,2 тыс. рабочих. Инвестор начал строить здания технопарка, чтобы разместить там малый инновационный бизнес. И тут случился земельный налог.

Если в 2009г. инкубатор заплатил земельного налога на сумму чуть больше Br3 млн., то в т.г., по расчетам компании, сумма по нормам Особой части Налогового кодекса превысила Br169 млн. Данные расчеты подтверждаются МНС в письме на имя ЗАО «МАП ЗАО»: «Сумма земельного налога за 2009г. составляла Br3 млн. с учетом повышающего коэффициента, установленного местным советом депутатов, равным 1,5 (за 1 кв. м - Br0,155 тыс.), а за 2010г. - Br169 млн. (за 1 кв. м - Br8,727 тыс.), т.е. возросла в 56,3 раза. Кадастровая стоимость земельного участка за 1 кв. м составляет Br102,7 тыс. Ставка земельного налога в соответствии с НК данным предприятием применяется в размере 8,5%». Если выручка инкубатора в 2010г. будет на уровне 2009г., то доля суммы земельного налога в выручке от реализации товаров и услуг увеличится с 0,05 до 2,8%.

Так вот незаметно, через задний вход, восстановлен оборотный налог для коммерческих организаций. Причем существующий механизм позволяет правительству легко повысить ставки земельного налога путем как увеличения кадастровой стоимости, так и изменением самих коэффициентов. Таким иезуитским способом, не задумываясь о том, сколько бизнеса будет уничтожено, сколько рабочих мест не будет создано, какие финансовые потоки уйдут в тень, страна адаптируется к потере энергетического гранта из России.
←Агрогородков больше не будет

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика