Беларусь выбрала не ту стратегию улучшения бизнес-климата
Оказаться в тридцатке и даже двадцатке мировых лидеров по условиям ведения бизнеса Беларусь может без проведения серьезных реформ экономической модели. Причем, уже к 2012 году. Такое заключение сделали эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS).
По их оценкам, неоднозначность некоторых аспектов методологии, которые использует Всемирный банк при составлении рейтинга Doing business, позволяет правительству Беларуси воспользоваться лазейками и повысить рейтинг страны.
«Накачать» рейтинг Всемирного банка до нужных параметров несложно. Проведя определенные косметические изменения, можно войти не только в тридцатку, но даже двадцатку стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса», — заявляет аналитик BISS Алексей Пикулик.
Думается, правительство с большим энтузиазмом примется за накачивание рейтинга после посланияАлександра Лукашенко, который еще раз потребовал войти в тридцатку стран с наиболее привлекательными условиями для бизнеса.
В рейтинге Doing business-2010 Беларусь расположилась на 58-м месте, поднявшись на 24 позиции по сравнению с рейтингом 2009 года. По некоторым индикаторам состояния бизнес-климата скачок вверх оказался более чем впечатляющим. В частности, по регистрации предприятий Беларусь поднялась вверх на 91 позицию и сейчас занимает 7-е место среди 183 стран.
Тем не менее, по ряду показателей условий ведения бизнеса Беларусь явный аутсайдер. В первую очередь это касается системы налогообложения. В рейтингах 2009 и 2010 годов Беларусь оказалась на последнем, 183-м месте. Основными причинами низкого рейтинга стали большое количество налоговых платежей (на момент составления рейтинга — 107, сейчас — 56), высокая налоговая нагрузка на прибыль (99,7%), большое количество часов, затрачиваемых на уплату налогов (900).
Вместе с тем уже осенью президент ждет от правительства решений по кардинальному упрощению налоговой системы. По оценкам аналитиков BISS, для улучшения общего рейтинга Беларуси необходимо уменьшить количество налогов и сборов, в частности, упразднить ненужные и неэффективные платежи, которые не обеспечивают значительнных поступлений в бюджет, но требуют больших трудозатрат. К таким платежам, например, относятся налог на услуги и сбор на развитие территорий. Ставки по данным налогам составляют максимум 5% и 3% от прибыли, а отчетность должна предоставляться четыре раза в год, что ведет к временным затратам.
Также эксперты института предлагают снизить периодичность предоставления налоговой отчетности и выплат. Кроме того, на улучшение рейтинга повлияет более активное использование предприятиями электронной формы отчетности. Пока она не получила массового распространения. Отчасти из-за технической новизны и необходимости уплачивать около 100 долларов за регистрацию в качестве абонента и предоставление ключа электронной подписи.
Наиболее проблемными для Беларуси являются также позиции «кредитование» и «защита инвестора». По данным индикаторам Беларусь за год опустилась в рейтинге на четыре позиции и занимает 113-е и 109-е места соответственно.
В частности, чтобы улучшить систему кредитования бизнеса, по мнению экспертов BISS, необходимо создать и развивать институт гарантийных фондов. Это облегчит доступ бизнеса к банковским и иным кредитным ресурсам, который сейчас затруднен из-за неспособности субъектов предпринимательства обеспечивать возврат заемных средств.
Также аналитики считают необходимым расширить деятельность кредитных бюро с целью аккумулирования полной информации о заемщике, а также распространения о нем как позитивной, так и негативной информации. Еще одной мерой является создание частного регистра кредитных историй.
Еще на что стоит обратить внимание правительству, так это на условия осуществления международной торговли, считают эксперты BISS. По этому показателю Беларусь пока занимает 129-е место.
По расчетам Всемирного банка, в Беларуси для осуществления экспорта товара требуется оформить 8 документов в течение 16 дней. Экспорт одного контейнера обходится в 1772 доллара. Для сравнения, в Литве необходимо оформить 6 документов, на что затрачивается 10 дней. При этом экспорт одного контейнера стоит 870 долларов.
Одним из путей улучшения ситуации станет активное внедрение упрощенных процедур таможенного декларирования для сокращения процедуры экспорта/импорта до 5 и 6 дней соответственно. Также позитивное влияние окажет упрощение лизингового и налогового законодательства, позволяющего развивать транспортный сектор страны и логистическую инфраструктуру.
Но даже взобравшись на 30-е место в рейтинге Всемирного банка, «Беларуси не стоит рассчитывать, что сюда толпами пойдут инвесторы и понесут деньги в белорусскую экономику. Серьезные инвесторы будут использовать другие инструменты для оценки рисков и инвестиционной привлекательности», убежден Алексей Пикулик.
Этого же мнения придерживается и постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Иван Велев. «Даже если Беларусь попадет в десятку мировых лидеров с наилучшими условиями ведения бизнеса, это не означает увеличения инвестиций», — подчеркнул Велев. Даже Всемирный банк, по его словам, при принятии решения о предоставление кредита не ориентировался на позицию Беларуси в рейтинге.
Инвесторы обращают внимание не только на рейтинг, но на совокупность факторов, влияющих на бизнес-климат, отмечает постоянный представитель ВБ. Он убежден, что улучшение позиции в рейтинге должно восприниматься не только как попытка привлечь инвестиции. Гораздо эффективнее, если это приобретет характер долгосрочной стратегии для выхода на высокие темпы экономического роста.
Андрей КОЖЕМЯКИН