Президент сможет изменять правила приватизации и принимать решения о прямой продаже объектов
22.04.2010 19:38
—
Новости Экономики
В Беларуси новый законопроект о приватизации, принятый в первом чтении нижней палатой парламента, закрепляет за президентом полномочия по установлению отличных от закона правил приватизации и допускает прямую продажу объектов госсобственности по решению президента. Об этом сообщила в комментарии агентству ПРАЙМ-ТАСС старший юрист юридической фирмы "Власова, Михель и Партнеры" Виктория Юрасова.
"Несмотря на то, что принятие законопроекта направлено на создание комплексного нормативного правового акта по вопросам приватизации, он закрепляет за президентом страны полномочия устанавливать иные правила приватизации, чем те, которые будут установлены новой редакцией закона", - сказала В.Юрасова.
Что касается закрепления норм о прямой продаже объектов по решению президента, юрист пояснила: "Законопроект допускает продажу объекта приватизации без проведения аукциона или конкурса в случаях, установленных президентом Республики Беларусь. Указанное может означать, что в процессе приватизации будет допустима прямая продажа объекта приватизации определенному субъекту приватизации при принятии президентом соответствующего решения".
Юрист обратила внимание на еще одну интересную норму новой редакции закона, которая касается чековой приватизации и приватизации на льготных условиях.
Так, законопроект предусматривает, что продажа на льготных условиях акций ОАО, созданных в процессе приватизации, будет прекращена на несколько лет позднее предполагаемой даты вступления в силу новой редакции закона. Также обмен акций на именные приватизационные чеки "Имущество" прекратится не со вступлением в силу новой редакции закона, а со дня окончания срока обращения таких чеков, обращает внимание юрист. "Данные способы отчуждения акций, которые предполагается применять некоторое время после вступления в силу новой редакции закона, не согласуются с установленным законопроектом перечнем способов приватизации, - сказала В.Юрасова. - Пока остается неясным, каким образом данное противоречие будет урегулировано законодателем".
В целом новая редакция закона о приватизации содержит множество новаций, изменяя подход как к процессу приватизации, так и к понятию объектов приватизации, отметила собеседница ПРАЙМ-ТАСС.
Под приватизацией законопроект понимает возмездное отчуждение объектов приватизации в собственность субъектов приватизации в порядке и на условиях, установленных законом. Согласно же действующему законодательству приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, сказала В.Юрасова.
При этом если в действующей редакции закона процесс приватизации предполагает разгосударствление путем преобразования государственных предприятий в ОАО или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия, то в новой редакции термин "разгосударствление" не применяется. "Однако в новой редакции указано, что закон, наряду с отношениями, возникающими при приватизации, регулирует отношения по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Из такой формулировки можно сделать вывод, что преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества не является приватизацией, а представляет собой самостоятельный процесс, тем не менее регулируемый законом о приватизации", - отметила юрист.
Законопроект закрепляет ряд новых принципов приватизации, продолжила В.Юрасова, таких, как признание равенства субъектов приватизации и обеспечение возмездности отчуждения объектов приватизации.
"В настоящее время законодательство предусматривает возможность безвозмездной передачи государственной собственности, а также продажу принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ определенной категории лиц за денежные средства на льготных условиях и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество". Также допустим выкуп арендованного государственного имущества арендным предприятием. Проект закона предполагает исключение этих способов приватизации", - рассказала юрист.
При этом устанавливается новый перечень способов приватизации. Предусматривается, что приватизация будет осуществляться, как и в настоящее время, путем продажи акций /долей в уставных фондах/ хозяйственных обществ на аукционе либо по конкурсу /вариант 1/, путем продажи предприятий как имущественных комплексов на аукционе либо по конкурсу /2/. Вводится новый способ приватизации, при котором продажа акций открытого акционерного общества производится без проведения конкурса или аукциона по результатам доверительного управления /3/. Еще одним новым в законопроекте способом приватизации /4/ является названная выше продажа объекта приватизации без проведения аукциона или конкурса в случаях, установленных президентом.
Среди положительных нововведений юрист отметила допускаемую законопроектом возможность при приватизации предприятий как имущественных комплексов, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество передавать объекты, находящиеся только в собственности государства, новому собственнику в безвозмездное пользование.
"Что касается прописанного в новой редакции закона перечня объектов приватизации, он более узкий, четко сформулирован и включает только: предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и акции /доли в уставных фондах/ хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности ее административно-территориальных единиц", - рассказала юрист.
В настоящее время объектами приватизации в законе признаются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли /паи, акции/, принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Проект исключает из сферы действия закона отношения по приватизации жилых помещений и передаче в частную собственность земельных участков, отметила В.Юрасова.
Также юрист обратила внимание на то, что новая редакция закона изменяет последствия заключения сделок по приватизации с нарушением его требований, предусматривая ничтожность таких сделок. "Это означает, что требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Согласно же действующему законодательству такие сделки являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными лишь по искам заинтересованных сторон, органов приватизации, прокуратуры", - пояснила юрист.
В целом, резюмировала В.Юрасова, законопроект упорядочивает и совершенствует процессы приватизации в Беларуси, что должно сыграть положительную роль в создании благоприятных условий для привлечения инвестиций.
В настоящее время в Беларуси основными нормативными правовыми актами, регулирующими процессы приватизации, являются Декрет президента от 20.03.1998 №3 "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", закон Республики Беларусь от 19.01.1993 №2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь".
"Несмотря на то, что принятие законопроекта направлено на создание комплексного нормативного правового акта по вопросам приватизации, он закрепляет за президентом страны полномочия устанавливать иные правила приватизации, чем те, которые будут установлены новой редакцией закона", - сказала В.Юрасова.
Что касается закрепления норм о прямой продаже объектов по решению президента, юрист пояснила: "Законопроект допускает продажу объекта приватизации без проведения аукциона или конкурса в случаях, установленных президентом Республики Беларусь. Указанное может означать, что в процессе приватизации будет допустима прямая продажа объекта приватизации определенному субъекту приватизации при принятии президентом соответствующего решения".
Юрист обратила внимание на еще одну интересную норму новой редакции закона, которая касается чековой приватизации и приватизации на льготных условиях.
Так, законопроект предусматривает, что продажа на льготных условиях акций ОАО, созданных в процессе приватизации, будет прекращена на несколько лет позднее предполагаемой даты вступления в силу новой редакции закона. Также обмен акций на именные приватизационные чеки "Имущество" прекратится не со вступлением в силу новой редакции закона, а со дня окончания срока обращения таких чеков, обращает внимание юрист. "Данные способы отчуждения акций, которые предполагается применять некоторое время после вступления в силу новой редакции закона, не согласуются с установленным законопроектом перечнем способов приватизации, - сказала В.Юрасова. - Пока остается неясным, каким образом данное противоречие будет урегулировано законодателем".
В целом новая редакция закона о приватизации содержит множество новаций, изменяя подход как к процессу приватизации, так и к понятию объектов приватизации, отметила собеседница ПРАЙМ-ТАСС.
Под приватизацией законопроект понимает возмездное отчуждение объектов приватизации в собственность субъектов приватизации в порядке и на условиях, установленных законом. Согласно же действующему законодательству приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, сказала В.Юрасова.
При этом если в действующей редакции закона процесс приватизации предполагает разгосударствление путем преобразования государственных предприятий в ОАО или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия, то в новой редакции термин "разгосударствление" не применяется. "Однако в новой редакции указано, что закон, наряду с отношениями, возникающими при приватизации, регулирует отношения по преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Из такой формулировки можно сделать вывод, что преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества не является приватизацией, а представляет собой самостоятельный процесс, тем не менее регулируемый законом о приватизации", - отметила юрист.
Законопроект закрепляет ряд новых принципов приватизации, продолжила В.Юрасова, таких, как признание равенства субъектов приватизации и обеспечение возмездности отчуждения объектов приватизации.
"В настоящее время законодательство предусматривает возможность безвозмездной передачи государственной собственности, а также продажу принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ определенной категории лиц за денежные средства на льготных условиях и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество". Также допустим выкуп арендованного государственного имущества арендным предприятием. Проект закона предполагает исключение этих способов приватизации", - рассказала юрист.
При этом устанавливается новый перечень способов приватизации. Предусматривается, что приватизация будет осуществляться, как и в настоящее время, путем продажи акций /долей в уставных фондах/ хозяйственных обществ на аукционе либо по конкурсу /вариант 1/, путем продажи предприятий как имущественных комплексов на аукционе либо по конкурсу /2/. Вводится новый способ приватизации, при котором продажа акций открытого акционерного общества производится без проведения конкурса или аукциона по результатам доверительного управления /3/. Еще одним новым в законопроекте способом приватизации /4/ является названная выше продажа объекта приватизации без проведения аукциона или конкурса в случаях, установленных президентом.
Среди положительных нововведений юрист отметила допускаемую законопроектом возможность при приватизации предприятий как имущественных комплексов, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество передавать объекты, находящиеся только в собственности государства, новому собственнику в безвозмездное пользование.
"Что касается прописанного в новой редакции закона перечня объектов приватизации, он более узкий, четко сформулирован и включает только: предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и акции /доли в уставных фондах/ хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности ее административно-территориальных единиц", - рассказала юрист.
В настоящее время объектами приватизации в законе признаются: государственное и общественное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли /паи, акции/, принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.
Проект исключает из сферы действия закона отношения по приватизации жилых помещений и передаче в частную собственность земельных участков, отметила В.Юрасова.
Также юрист обратила внимание на то, что новая редакция закона изменяет последствия заключения сделок по приватизации с нарушением его требований, предусматривая ничтожность таких сделок. "Это означает, что требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Согласно же действующему законодательству такие сделки являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными лишь по искам заинтересованных сторон, органов приватизации, прокуратуры", - пояснила юрист.
В целом, резюмировала В.Юрасова, законопроект упорядочивает и совершенствует процессы приватизации в Беларуси, что должно сыграть положительную роль в создании благоприятных условий для привлечения инвестиций.
В настоящее время в Беларуси основными нормативными правовыми актами, регулирующими процессы приватизации, являются Декрет президента от 20.03.1998 №3 "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", закон Республики Беларусь от 19.01.1993 №2103-XII "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь".