Сработает ли рейтинг, как «наживка» для инвесторов?
В послании парламенту Александр Лукашенко повторил задание правительству вывести Беларусь в 30-ку стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса. А независимые экономисты утверждают, что уже к 2012 году Беларусь, даже не меняя основ экономической политики, имеет все шансы оказаться во второй десятке. Они уже подготовили «шпаргалку» для правительства, что и как для этого нужно делать. Вопрос в том, «клюнут» ли на эту наживку инвесторы и как это отразится на отечественном бизнесе.
Принятые в последнее время нормативные акты привели к ограниченной либерализации инвестиционного климата и продвинули позицию Беларуси в рейтинге Всемирного банка на 24 пункта - до 58-го места из 183 стран в отчете за 2010 год. Этот результат впечатляет - в особенности с позиций оценки прогресса экономической либерализации и улучшения качества государственного регулирования.
- Наша первоначальная гипотеза была: для того, чтобы сделать следующие шаги, потребуются системные реформы, - говорит директор BISS Виталий Силицкий. - Когда было заявлено о совершении прорыва в «тридцатку», в обществе это сразу ассоциировалось с трансформацией собственности, изменениями правил игры в экономике. Оказалось, что это не совсем соответствует действительности.
Проанализировав методологию Всемирного банка, эксперты убедились, что в мировую бизнес-тридцатку рейтинга «Doing Business Report» можно попасть без ключевых изменений белорусской экономической модели, благодаря косметическому «ремонту» по определенным позициям. На этом и базируется предложенный ими план прорыва Беларуси в рейтинге.
- С одной стороны, нас можно обвинить в том, что мы сделали «шпаргалку» для правительства, как ему немного «смухлевать», но с другой - наша позиция такова: даже половинчатая либерализация для Беларуси лучше, чем ее отсутствие, - оговаривается Виталий Силицкий.
Руководитель исследования «Как Беларуси попасть в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса» Алексей Пикулик добавляет, что половинчатые реформы, которые предпринимаются, скорее, в имиджевых целях, могут иметь положительный эффект для страны в целом.
- Это определенная эволюция экономической политики, модернизация мышления правящей элиты страны, ослабление антирыночной риторики и стереотипов в белорусском обществе. Рейтинг определенным образом влияет на привлекательность страны для инвесторов, значит, «накачав» его, можно ожидать некую положительную динамику в области привлечения инвестиций в Беларусь, - считает эксперт BISS.
С другой стороны, он указывает на необходимость некоторой коррекции методологии Всемирного банка.
- Коль скоро страна, оставаясь, по сути, страной с социалистически-смешанной экономикой может попасть в тридцатку или двадцатку стран с легкостью ведения бизнеса, наверное, эта методология нуждается в некотором улучшении и доработке, - делает вывод Алексей Пикулик.
Пять рецептов улучшить инвестиционную репутацию, не меняя основ экономической политики
Эксперты BISS предлагают правительству активно поработать в четырех областях - кредитование, защита инвесторов, налогообложение и международная торговля.
Ключевыми мерами, на их взгляд, являются:
1. В налоговой сфере - это упрощение и стабилизация налогового законодательства, снижение социальных налогов и отчислений, расширение практики электронного декларирования. Эксперты предлагают перейти на поквартальную уплату всех налогов, за исключением уплачиваемых раз в три года транспортного сбора, налога на недвижимость, земельного и экологического налога. Они также говорят о положительном эффекте упрощения формулы расчета налога на прибыль с целью минимизации расчета налога.
- Сейчас в Беларуси тратится 900 часов на расчет налога на прибыль, что, на наш взгляд, является необоснованно завышено, нам надо добиться 150 часов, что является реальным, - уверен Алексей Пикулик.
Позиция в рейтинге, по мнению экспертов, может быть улучшена в случае уменьшения размера отчислений в Фонд социальной защиты населения.
2. В нормативно-правовой базе - защита прав миноритарных акционеров и защита пав акционеров от действий руководства обществ.
3. В международной торговле - признание в Беларуси документов, выданных признанными органами сертификации других стран, упрощение правил подтверждения происхождения товаров, отмена или упрощение статистического декларирования, а также отмена валютного контроля банками.
- Мы предлагаем сократить перечень требуемых документов при экспорте импорте до 5 и 6 соответственно. Многое делается уже сейчас, но правительству нужно увеличить количество субъектов, которые переходят на упрощенную схему, - отмечает руководитель исследования BISS. - Нужно активно внедрять упрощенные процедуры таможенного декларирования для сокращения процедуры экспорта импорта до 5 и 6 дней соответственно. В принципе - это реальная задача, которая вряд ли поменяет скелет белорусской модели.
4. Развитие транспортного сектора и логистической инфраструктуры, что требует упрощения лизингового, налогового и прочего законодательства в этой сфере.
5. Создание рыночных и государственных (кредитные бюро, гарантийные фонды) институтов, облегчающих доступ субъектов хозяйствования к кредитам, развитие конкуренции на рынке банковских услуг.
- Требуется увеличить покрытие бюро кредитных историй: для расчета использованы прогнозные показатели покрытия 30-40% для государственного бюро и 10% - для частного бюро, - приводит конкретные показатели Алексей Пикулик.
Эти рекомендации, как резюмируют авторы работы, позволят Беларуси уже в 2012 году попасть в отчете «Doing Business Report» в тридцатку и даже, скорее всего, в двадцатку лидеров.
Однако позволят ли эти манипуляции привлечь в страну инвесторов?
По мнению экспертов, белорусское правительство выбрало доклад Всемирного банка «Doing Business Report» как стратегическую цель, потому что его методология открыта и его несложно «накачать», в надежде, что привлекательный имидж сразу скажется на активности инвесторов. Так это или нет? На этот важный для правительства вопрос, отвечают эксперты «Завтра твоей страны»:
Сергей СЕМАШКО, председатель Постоянно комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству:
- У депутатов нет такого поклонения рейтингу. Да, Министерство экономики и Совет Министров, конечно же, решают вопросы улучшения рейтинга, и сегодня президент снова проставил перед правительством задачу вхождения в «тридцатку». Но у нас идет нормальный законотворческий процесс. Есть там положения, касающиеся рейтинга, но не так гладко они проходят и скажу, что не все, что было предложено по улучшению рейтингу будет включено.
Алексей ПИКУЛИК, BISS:
- Конечно, крайне наивно полагать, что как только Беларусь войдет в «тридцатку», накачав рейтинг, инвесторы двинутся к нам стройными колоннами и понесут кровно заработанные деньги в белорусскую экономику. Естественно, серьезные инвесторы будут использовать другие инструменты оценки рисков, инвестиционной привлекательности.
Виталий СИЛИЦКИЙ, BISS:
- Вопрос стоит не только о привлечении иностранных инвесторов, но и нормальном функционировании отечественного бизнеса. Мы немножко цинично предлагаем правительству шпаргалку, но с другой стороны, упрощение налоговых платежей и условий внешнеэкономической деятельности - это в принципе неплохо.
Елена РАКОВА, Исследовательский центр Института предпринимательства и менеджмента:
- Рейтинг - это хорошо, но мы сейчас проводим опрос бизнеса и одна из основных проблем - это неравное отношение к частным компаниям. Вот что нужно менять. Идет перекос в сторону иностранного инвестора и забываются отечественные копании, которые могут многое изменить в экономике страны. Предприниматели отмечают, что негативное отношение уменьшилось, но никто из них не говорит об изменении глобальных подходов к частному бизнесу со стороны номенклатуры.
Иван ВЕЛЕВ, постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси:
- Любая позитивная информация всегда имеет обратную позитивную связь. Но, мне кажется, что есть в какой-то мере преувеличение ожиданий по поводу того, что высокого места в рейтинге достаточно для того, чтобы привлечь инвестиции. На самом деле, поведение инвесторов определяется многими рациональным и иррациональными параметрами. Даже если Беларусь попадет в десятку стран, это не будет означать, что на каждые десять мест улучшения в рейтинге Всемирного банка будут «капать» дополнительно миллиард или 10 млрд инвестиций. Надо оценивать и совокупность других ощущений белорусской экономики.
И еще одна оговорка: выводы, которые можно сделать на основе индекса «Doing Business Report», не отражаются на том, какие ресурсы страна будет получать от международных финансовых структур. На самом деле, суть этих индикаторов в том, чтобы с точки зрения частного бизнеса снизить барьеры и издержки в ведении бизнеса.