Предприниматели просят у города землю кусочками
Как заявил «Белорусским новостям» председатель «Перспективы» Анатолий Шумченко, совершенствование инфраструктуры розничной торговли позволит ежегодно пополнять бюджет столицы на 400 млрд. рублей.
Обеспеченность населения Минска мелкоформатными магазинами (т.н. «магазины у дома» или «пошаговой доступности») сегодня оставляет желать лучшего — на 1000 жителей приходится порядка 380 кв.м торговых площадей. Для сравнения, в Москве этот показатель выше в 1,5 раза (650 кв.м.), в ЕС — в 2 раза (780 кв.м.), в США — в 4 раза (1300 кв.м.).
По словам Шумченко, образовался определенный вакуум в секторе розничной торговли, причем, не без участия властей. «Политика по вытеснению из мелкой розницы киосков привела к закрытию более 3 тысяч торговых объектов в столице. При этом предприниматели не смогли применить свой опыт, знания и ресурсы ни в розничной торговле, ни в сфере общественного питания. Их инвестиции остались невостребованными. Одна из предпринимательниц, которая еще в 2003 году имела около 6 киосков, сегодня торгует очками на рынке в Ждановичах. То есть человек, который фактически создал малое предприятие и мог дальше создавать рабочие места в объектах мелкой розницы, оказался невостребованным».
Хотя еще в конце марта и.о. председателя Мингорисполкома Николай Ладутько заявил, что столица не потеряла от закрытия киосков. По его словам, возможностей у горожан с закрытием киосков для приобретения продуктов меньше не стало. «В Минске около 2,8 тыс. магазинов, из которых 60% — непродовольственные». Не сказалось закрытие киосков и на объеме товарооборота города, подчеркнул Н.Ладутько. Рост розничного товарооборота за два месяца текущего года по отношению январю-февралю 2009 года составил 6,7%.
По словам Шумченко, реальная ситуация не такая безоблачная. «По нашим подсчетам, городской бюджет недополучил порядка 200 миллиардов рублей налоговых платежей. К тому же розничный товарооборот столицы в абсолютных показателях вследствие «уничтожения» мелкой розницы потерял около 15% за период с 2005 по 2009 годы».
Шумченко убежден, что, в частности, Минторг чрезмерно увлекся внедрением крупных магазинов в ущерб совершенствованию инфраструктуры мелкорозничной торговли столицы. «Мы не против открытия гипермаркетов, крупных универсамов, но необходимо создать условия для развития всех сфер розничной торговли. Это повысит конкуренцию и повлечет за собой снижение цен и улучшение качества услуг».
Чтобы заполнить образовавшийся после закрытия киосков вакуум в секторе розничной торговли, необходимо, по мнению Шумченко создать условия для открытия в спальных районах столицы нестационарных объектов торговли площадью 15-20 кв. метров. Приблизительный объем инвестиций на открытие одного объекта, по подсчетам Шумченко, составит 20-30 тысяч долларов (без учета согласования проекта).
«У бизнеса деньги найдутся. Даже те предприниматели, у кого нет денег, но кто был в этом бизнесе, гораздо быстрее найдут инвестора, чем государство с его неповоротливостью», — убежден Шумченко.
Правда, в нынешних условиях открытие такого бизнеса сопряжено с рядом проблем. Например, для открытия летнего кафе в столице необходимо выполнить ряд труднопреодолимых процедур. Кроме согласования размещения объекта торговли и общественного питания комитетом архитектуры города (архитектором района), необходимо провести его согласование с исполкомом района, МВД, Минздравом, МЧС, обеспечить подвод воды, электричества и прочих коммуникаций. И это далеко не полный перечень, без которого невозможно открыть простейший, на первый взгляд, бизнес.
К тому же, открытие новых торговых объектов — это большой риск. После акции по закрытию киосков у бизнеса сформировался иммунитет к инвестициям в торговые объекты. «Но если инициатива будет подкреплена конкретными программами и конкретными действиями, бизнес начнет двигаться. В частности, мы предлагаем минским властям утвердить схему размещения установки нестационарных торговых объектов и объектов общепита в районах города Минска, с учетом и по примеру опыта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Документом, в частности, закреплены преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства: 60% нестационарных торговых объектов, которые предусмотрены схемой размещения, должны быть использованы данными субъектами, осуществляющими торговую деятельность. По словам Шумченко, «если схемы будут утверждены, можно говорить о предметном разговоре».
Также РОО «Перспектива» предлагает властям разработать и принять меры по составлению и реализации «Городской программы по развитию и укреплению материально-технической базы предприятий общественного питания и торговли Минска на 2011-2014 гг.». В программе, в частности, предполагается прописать и закрепить выделение не менее 4500 земельных участков в районах Минска под нестационарные объекты торговли и общепита, которые будут выделены под использование для ведения предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего бизнеса.
По оценке РОО «Перспектива», в результате уже к 2015 году в Минске может появиться более 6 тысяч новых объектов розничной торговли и общественного питания.