Оптимизм как защитная реакция

Источник материала:  
Нынешнее улучшение экономических показателей в РБ во многом вызвано внешними причинами, а посему гарантий устойчивого преодоления кризисных явлений нет.В последнее время в экспертном сообществе вновь оживилась полемика относительно того, в каком состоянии пребывает сейчас белорусская экономика и каковы перспективы ее развития. Несмотря на значительное разнообразие мнений, все высказываемые оценки с известной степенью допущения можно свести к трем основным точкам зрения.

Согласно первой, белорусская экономика уже достигла нижней точки своего падения и теперь пребывает в состоянии стагнации, каковое будет продолжаться неопределенное время (скорее всего, достаточно долго). Приверженцы второй точки зрения полагают, что все самое худшее еще впереди. Основное, в чем они расходятся друг с другом, так это в сроках достижения Беларусью "дна" кризиса.

Сторонников обеих точек зрения объединяет не только негативное отношение к долговременной экономической стратегии властей, которая не смогла предотвратить спада в народном хозяйстве, но и неприятие реализуемой антикризисной программы, которая препятствует выходу нашей экономики на траекторию подъема.

Суть предъявляемых претензий вкратце выглядит следующим образом: экспортировать свой товар нашим производителям становится все сложнее, внешние субсидии сокращаются, а власти не хотят заниматься реальным антикризисным менеджментом, ничего не делают с крупными предприятиями, которые являются тяжким бременем для всей экономике.

При этом пессимисты обещают, что к 2011 г. в катастрофической ситуации, помимо машиностроения, окажется еще и пищевая промышленность, поскольку цены на ее продукцию (и без того уже очень высокие) дальше повышать будет невозможно, а решающего прорыва в снижении себестоимости ожидать не приходится.

Дальше будет только лучше.

Но, конечно же, среди экономистов есть и те, кто уже "видит свет в конце тоннеля".

Так, декан экономического факультета БГУ профессор Михаил Ковалев, ссылаясь на статистические данные о внешней торговле (за январь - февраль 2010 г. совокупный экспорт возрос на 32,3%, в Россию - на 46,2%), полагает, что самый тяжелый период белорусская экономика уже пережила. Ведь здоровье ее в конечном счете зависит от ситуации на заграничных рынках и в значительной степени - на российском.

А если опираться на выкладки большинства российских аналитиков, то "дно" кризиса благодаря выгодной нефтяной конъюнктуре было пройдено Россией еще в середине прошлого года, и тогда же было зафиксировано наращивание объемов импорта. Согласно их прогнозам, с лета 2010 г. хрупкое оживление экономики РФ превратится в устойчивый рост, даже если котировки на нефть будут на 5-10% ниже (сейчас на торгах она стоит около 85 USD/барр.).

Подъем в соседней стране, по мнению Михаила Ковалева, к середине года должен привести к заметному улучшению экономической ситуации и у нас. Добавляет оптимизма и то обстоятельство, что, помимо внешнего спроса на отечественную продукцию, растет и спрос внутренний. Как следует из отчета Национального статистического комитета РБ, в январе - марте текущего года розничный товарооборот в Беларуси, включая общественное питание, через все каналы реализации увеличился на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

...И перевыполнить.

Поэтому нет ничего странного, что в достаточно радужных тонах был выдержан и доклад премьер-министра Сергея Сидорского 16 апреля президенту Александру Лукашенко о развитии экономики Беларуси в I квартале текущего года.

В нем сделан вывод, что в целом итоги социально-экономического развития страны за этот период свидетельствуют о восстановлении темпов экономического роста, которые были существенно замедлены влиянием мирового финансового кризиса. Темп роста ВВП за январь - март  составил 104%, в том числе валовой продукции сельского хозяйства - 105,3%.

Особое внимание было уделено динамике развития промышленности. За I квартал темп роста производства промпродукции составил 105,9% против 104,2% в январе - феврале и 102,5% в январе. При этом складские запасы удалось снизить с 75 до 71% от объема месячного выпуска. Впервые за последние два месяца на МАЗе было продано продукции больше, чем произведено.

Судя по всему, положительные тенденции в отечественной индустрии настолько ободрили наше правительство, что там намереваются перевыполнить годовой прогноз производства промышленной продукции (110-112%). Как заявил 6 апреля на открытии международной специализированной выставки "Машиностроение-2010" глава отрасли Александр Радевич, ожидается, что по итогам 2010 г. значение данного показателя составит 118,5% к уровню 2009 г.

Недостатком оптимизма не страдает и премьер-министр. В недавнем интервью российским журналистам он заявил, что имеются все предпосылки обеспечить годовой рост ВВП в размере 111-113%, а объем внешней торговли товарами и услугами в 2010 г. должен увеличиться на 24-25%. Правда, надо отдать С. Сидорскому должное. Говоря о грядущих успехах, он сделал одну важную оговорку: "Если в мировой экономике будет происходить прогнозируемое оживление".

Старое повторяется сызнова.

А вот с этим сегодня далеко не все ясно. За "весь" мир говорить сложно, но перспективы основного нашего торгового партнера - России, если верить исследованию "Новый экономический прогноз: Рецессия и перегрев в "одном флаконе", представленному  российской Высшей школой экономики (ВШЭ), отнюдь не блестящи.

По мнению авторов, РФ возвращается к той модели развития, которая полтора года назад привела страну к тяжелому кризису. Главным признаком "возврата на старые рельсы" является тот факт, что производительность труда вновь растет более низкими темпами, чем зарплата населения (что, впрочем, характерно и для Беларуси). Эта тенденция проявилась осенью прошлого года и свидетельствует о приближающемся очередном перегреве экономики.

Причем рост зарплат, как ни парадоксально, отмечается не в сырьевых, а в обрабатывающих секторах, а также в сфере услуг. В условиях стабильных нефтяных цен восстановление старой модели потребительского поведения может очень быстро привести к новым экономическим потрясениям.

Полученные деньги население тратит не на финансирование отечественной экономики, покупая ее продукцию, а либо несет их в банк на депозит, либо приобретает импортные товары. По данным ЦБ России, объемы импорта в январе - марте 2010 г. выросли более чем на 50% по сравнению с прошлогодним уровнем (и белорусы смогли здесь "урвать" свою долю).

Но, помимо подрыва позиций местных товаропроизводителей, увеличение доли незаработанной зарплаты в ВВП ведет к тому, что меньше средств остается на инвестиции и модернизацию экономики. Быстрый рост доходов на короткое время может обусловить временное оживление экономики, однако это еще не означает перехода к ее устойчивому развитию. Причиной сложившейся ситуации аналитики называют ошибочную бюджетную политику российского правительства, в которой явно отмечается перекос в сторону социальных трат, не способствующих восстановлению экономики.

Но возврат к старой модели потребительского поведения - это только один из признаков стагнации, которая ожидает Россию в ближайшие годы. По мнению Валерия Миронова из Высшей школы экономики, после отрицательных или близких к нулю темпов роста ВВП в этом году Россию ждет некоторый "отскок", до 4-5%, в следующем, а в дальнейшем - прирост по 2-3,5% в год.

Если выводы исследователей из ВШЭ верны, то придется признать, что наблюдаемый в настоящий момент всплеск белорусского экспорта в РФ носит временный и неустойчивый характер. И по мере вползания российской экономики в застой или (не дай Бог!) в очередную рецессию, одна из важнейших движущих сил нашего нынешнего экономического подъема может сойти на нет, а это в условиях неконкурентоспособности отечественной продукции на альтернативных рынках грозит народному хозяйству Беларуси новым витком кризиса.
←БТА стремится в лидеры

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика