Экономика: между двумя "шоками"
МВФ понизил прогноз по росту белорусской экономики на 2010 год из-за ситуации с поставками российской нефти и рекомендует властям не смягчать макроэкономическую политику накануне выборов.
Международный валютный фонд опубликовал страновой доклад по Беларуси - четвертый обзор в рамках программы стенд-бай, подготовленный экспертами фонда по результатам работы миссии в феврале текущего года.
Констатируя положительные сдвиги в экономике Беларуси в 2009 году в целом, эксперты фонда отметили, что ситуация в декабре резко изменилась в связи с повышением импортных цен на российскую нефть, поставляемую в Беларусь.
Компенсационные меры
С учетом этого МВФ скорректировал макроэкономический прогноз. По оценкам фонда, реальный ВВП увеличится в 2010 году на 2,4% (ранее МВФ прогнозировал рост на 3,8%). Инфляцию фонд прогнозирует на уровне 8%, но при этом подчеркивается, что снижение могло бы стать большим, если бы не запланированное повышение регулируемых цен.
Запланированное повышение цен - мера вынужденная, так как, по оценкам фонда, при отсутствии компенсирующих мер повышение цен на нефть привело бы к увеличению дефицита бюджета до 5,6% ВВП в 2010 году. Но, как следует из доклада, белорусские власти хотели бы сохранить дефицит в рамках заложенного на этот год предела 1,7% ВВП и нашли способ снизить влияние нефтяных цен на дефицит бюджета в размере 3,2%, или на 4,9 трлн. BYR.
Однако ущерб от повышения цен на нефть тянет на 5,9 трлн. BYR, то есть на триллион больше. Этот триллион планируется "закрыть" за счет повышения тарифов на услуги ЖКУ(на 7 USD до конца первого полугодия) и на транспорт, а также за счет и строгой бюджетной дисциплины, в том числе в вопросе повышения зарплат и пенсий.
Обеспокоенность по поводу 500 долларов
Фонд также предложил "отложить любое дальнейшее повышение зарплат до второго полугодия, но власти предпочли сохранить некоторую гибкость в этом вопросе", отмечается в докладе. В данном случае под "гибкостью" подразумевается то, что уже сделано, - повышение тарифных ставок и пенсий в 2010 году.
Но опасения фонда вызывает и будущее возможное повышение зарплат.
"Президент предложил, чтобы средняя зарплата в экономике была повышена до 500 долларов в месяц до конца года, что означало бы повышение более чем на 40% по сравнению с уровнем конца 2009 года", - подчеркивают эксперты фонда. Далее они поясняют, что в ответ "на обеспокоенность персонала МВФ относительно этого объявления (особенно с учетом президентских выборов, запланированных на начало 2011 года) власти подтвердили свою приверженность дисциплинированной политике в области доходов".
По данным МВФ, власти также подтвердили, что годовой фонд зарплаты для государственных служащих останется в рамках бюджетного лимита и что повышение пенсий останется в пределах, соответствующих росту бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) на 2010 год. При этом персонал фонда в небольшой сноске, между прочим, пояснил, что в бюджете ФСЗН на 2010 год намечено повысить пенсии и пособия пенсионерам на 21%, однако повышение пенсий в конце 2009-го - начале 2010-го уже дало кумулятивное увеличение пенсий на 19% по сравнению с уровнем 2009 года.
Ограничения даются с трудом
МВФ также обеспокоен постановлением правительства, "предписывающим значительное увеличение кредита на жилищное строительство, которое противоречило лимитам на кредитование в рамках государственных программ", говорится в докладе.
Дело в том, что по результатам работы миссии в феврале власти согласились дополнительно сократить кредит в рамках государственных программ на 1 трлн. BYR в 2010 году (0,7% ВВП, или 1,5% общего объема кредита на конец 2009 года). По мнению фонда, это поможет уменьшить долю кредитов в рамках государственных программ в общем объеме требований к экономике с 46,2% в конце 2009 года до 43,5 % к концу 2010 года.
В справке же по текущей ситуации, которую персонал МВФ составил по результатам визита в Беларусь в марте, говорится, что в январе - феврале объемы чистого кредитования в рамках государственных программ составляли примерно 0,7 трлн. BYR, тогда как согласованный предел на весь I квартал составляет 0,8 трлн. BYR (0,5% ВВП). "Это означает, что власти по-прежнему с трудом ограничивают кредитование в рамках государственных программ", - отмечают эксперты фонда. Но, по их мнению, Совет министров исправил ситуацию, "приняв постановление, указывающее, что планы отдельных государственных кредитных программ должны соответствовать согласованным лимитам на совокупное кредитование в рамках госпрограмм, и тем самым сделал программные лимиты обязательными".
Агентство мечты
Доверчивость фонда выглядит немного наивной, ведь белорусские власти пока так и не выполнили обещание по созданию специализированного финансового агентства (СФА), которое и должно взять на себя функции выдачи кредитов под госпрограммы.
"Проделана большая работа по созданию СФА, соответствующий указ будет утвержден президентом до конца марта 2010 года", - говорится в обзоре, который был подготовлен еще в марте, хотя опубликован уже в апреле, когда стало ясно, что до конца марта указ так и не был подписан.
Из обзора в обзор эксперты МВФ переписывают свои рекомендации по созданию агентства, которое, по замыслу фонда и нашего Нацбанка, "примет существующие кредиты по финансированию государственных программ и возьмет на себя роль, которую сейчас играют банки в финансировании государственных программ". МВФ все еще рассчитывает, что "с начала 2011 года агентство приступит к распределению всех новых кредитов по государственным программам и чистое кредитование будет указываться в бюджете над чертой" (вероятно, имеется в виду, что чистое кредитование будет прописываться в бюджете отдельной строкой).
В связи с созданием СФА фонд рассчитывает на то, что активизируется процесс приватизации банков (с созданием СФА балансы госбанков будут очищены от всевозможных льготных кредитов, которые подвержены риску невозврата).
МВФ отметил факт приватизации БПС-банка российским Сбербанком, но все же, по мнению фонда, "банковская приватизация проходила медленно".
А вот по поводу приверженности белорусских властей идеям приватизации в целом у фонда и вовсе начали закрадываться смутные сомнения. Персонал МВФ выразил обеспокоенность по поводу того, что приверженность властей проведению мер по приватизации, по-видимому, ослабевает, и подчеркнул необходимость скорейших действий, поскольку приватизация имеет важное значение для развития частного сектора и содействия прямым иностранным инвестициям.
Важно противостоять давлению
Приватизация стоит первой в списке структурных реформ, которые МВФ предлагает провести Беларуси для "возвращения на траекторию устойчивого роста". Эксперты МВФ назвали список "длинным". Он включает: приватизацию; замену экономических целевых показателей для всей экономики и конкретных предприятий индикативными целевыми показателями, ориентированными на рентабельность; либерализацию зарплат и цен; реформу рынка труда; дальнейшую реформу финансового сектора и сокращение участия государства в нем путем налоговой реформы и рационализации расходов.
Срок проведения таких реформ оценивается в три года. Именно такой период охватывают обычно среднесрочные кредитные программы МВФ, и, очевидно, в данном случае фонд изложил предварительные условия заключения с Беларусью новой программы.
"Готовность властей проводить значительные реформы в этих областях будет необходимым условием повышения темпов роста и мобилизации внешнего финансирования за счет официальной поддержки и прямых иностранных инвестиций", - говорится в обзоре фонда.
Но так как фонд, похоже, не ожидает, что переговоры будут быстрыми, а власти сразу же после заключения соглашения начнут проводить интенсивные реформы, эксперты для начала призвали белорусские власти к сохранению жесткой макроэкономической политики.
"Накануне президентских выборов, намеченных на начало 2011 года, требования об ослаблении политики могут усилиться. Будет важно противостоять такому давлению", - на всякий случай напоминает фонд.