Обойдемся без турникетов
12.04.2010
—
Новости Экономики
Убыточный пассажирский транспорт Минска может перейти к внедрению новых технологий оплаты проезда и контроля движения.Городской пассажирский транспорт практически никогда не бывает прибыльным. Являясь элементом муниципальной инфраструктуры, он, в первую очередь, выполняет социальную функцию. Доля госдотаций по городским и пригородным перевозкам в бюджете "Минсктранса" составляет около 50%.
Цифры решают все.
Как заявила в беседе с корр. "БР" заместитель генерального директора КУП "Минсктранс" Ирина Якубовская, "предприятие покроет все свои расходы при цене на талончик не меньше 1.800 BYR".
Впрочем, даже эта сумма не сравнится с ценой на проезд в соседних столицах. К примеру, одноразовый билет в Риге стоит 0,5 LVL (2.820 BYR), в Вильнюсе - 2 LTL (2.320 BYR), в Варшаве - 2 PLN (2.070 BYR). В Москве наземный транспорт дешевле, зато чтобы попасть в метро, нужно отдать 26 RUB (2.600 BYR). И даже при этом транспорт там окупается также примерно на 50%.
Электронные удобства.
Уже в 2012 году в Минске планируется ввести единый электронный билет на все виды городского транспорта. Но турникетов, как в Москве, в белорусской столице не будет. Планируется, что все автобусы, троллейбусы и трамваи будут оборудованы валидаторами (электронный терминал оплаты): по одному - возле боковых дверей, два - возле центральной. Нужно будет просто при входе поднести свою смарт-карту к валидатору.
"Главная цель нововведения - удобство для пассажира, - считает И. Якубовская. - В какой бы транспорт человек ни зашел, его билет будет действителен. Кроме того, эта система позволит получать точную ежедневную статистику с бортовых компьютеров транспортных средств на сервер предприятия. И уже в соответствии с этим распределять нагрузку на различные маршруты в целях повышения сбора выручки от перевозок".
По словам замдиректора "Минсктранса", автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) должна объединить в себе все лучшее, что есть за рубежом.
"Пока мы не остановились ни на одной из схем. Зарубежные партнеры приезжали к нам, ознакомились с имеющейся инфраструктурой. Сейчас мы ждем результатов их подсчетов, а затем в соответствии с законом на конкурсной основе будем выбирать подрядчика, - пояснила И. Якубовская. - Однако роста доходов, как показывает чужой опыт, ожидать не приходится. Наоборот, на первых порах возможно падение выручки, потому что человеку психологически трудно быстро привыкнуть к чему-то новому".
С введением АСОП потребуется увеличение численности работников контрольно-ревизионной службы. По оценкам "Минсктранса", предприятие нуждается в 500 ревизорах (сейчас их 120). Ожидается, что пополнение штата произойдет за счет кондукторов, труд которых уйдет в прошлое.
Контролеры будут обеспечены новейшими приборами считывания информации со смарт-карт. Портативные считыватели смогут показать, в каком транспорте и когда пассажир оплатил проезд. То есть каким-то образом обмануть контролеров "зайцам" будет практически невозможно.
Также И. Якубовская заметила, что "говорить о конкретной стоимости проекта пока рано, он находится в стадии разработки".
А вот гендиректор "Минсктранса" Леонтий Папенок несколько недель назад, находясь с рабочим визитом в Риге, в интервью латвийскому изданию "Вести сегодня" все же озвучил приблизительные оценки. По его словам, введение АСОП наподобие той, которая действует сейчас в латвийской столице, обойдется Минску в 17-20 млн. EUR .
Новая система позволит разработать гибкую систему скидок. Цена на проезд может быть различной - в зависимости от времени суток, дня недели, маршрута. Возможно и возвращение льгот для отдельных социальных категорий.
По лондонскому пути.
Совсем недавно на официальном сайте "Минсктранса" появилось поминутное расписание движения транспорта для каждого остановочного пункта. Однако существуют и конкретные проблемы соответствия этому графику. По словам заместителя генерального директора "Минсктранса" В. Тозика, на самом высоком уровне должен быть поднят вопрос о выделении крайней правой полосы под общественный транспорт.
"В Лондоне, одном из старейших городов с многомиллионным населением, сегодня нет пробок. Для общественного транспорта выделена отдельная полоса, въезд в центр города сделан платным. Все это способствует разгрузке улиц. Подобную идею нужно осуществить и в Минске, - заметил В. Тозик. - Наш пассажир должен быть уверен, что на общественном транспорте он доберется быстро и комфортно".
В планах и разработка автоматизированной системы управления светофорами, которая была бы подсоединена к навигационной системе контроля на транспорте. Это позволило бы установить на остановочных пунктах электронные табло, отсчитывающие время, которое осталось до прибытия автобуса.
"А пока иногда мы вынуждены по несколько минут стоять в пробках, отклоняясь тем самым от графика", - подытожил В. Тозик.
Цифры решают все.
Как заявила в беседе с корр. "БР" заместитель генерального директора КУП "Минсктранс" Ирина Якубовская, "предприятие покроет все свои расходы при цене на талончик не меньше 1.800 BYR".
Впрочем, даже эта сумма не сравнится с ценой на проезд в соседних столицах. К примеру, одноразовый билет в Риге стоит 0,5 LVL (2.820 BYR), в Вильнюсе - 2 LTL (2.320 BYR), в Варшаве - 2 PLN (2.070 BYR). В Москве наземный транспорт дешевле, зато чтобы попасть в метро, нужно отдать 26 RUB (2.600 BYR). И даже при этом транспорт там окупается также примерно на 50%.
Электронные удобства.
Уже в 2012 году в Минске планируется ввести единый электронный билет на все виды городского транспорта. Но турникетов, как в Москве, в белорусской столице не будет. Планируется, что все автобусы, троллейбусы и трамваи будут оборудованы валидаторами (электронный терминал оплаты): по одному - возле боковых дверей, два - возле центральной. Нужно будет просто при входе поднести свою смарт-карту к валидатору.
"Главная цель нововведения - удобство для пассажира, - считает И. Якубовская. - В какой бы транспорт человек ни зашел, его билет будет действителен. Кроме того, эта система позволит получать точную ежедневную статистику с бортовых компьютеров транспортных средств на сервер предприятия. И уже в соответствии с этим распределять нагрузку на различные маршруты в целях повышения сбора выручки от перевозок".
По словам замдиректора "Минсктранса", автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) должна объединить в себе все лучшее, что есть за рубежом.
"Пока мы не остановились ни на одной из схем. Зарубежные партнеры приезжали к нам, ознакомились с имеющейся инфраструктурой. Сейчас мы ждем результатов их подсчетов, а затем в соответствии с законом на конкурсной основе будем выбирать подрядчика, - пояснила И. Якубовская. - Однако роста доходов, как показывает чужой опыт, ожидать не приходится. Наоборот, на первых порах возможно падение выручки, потому что человеку психологически трудно быстро привыкнуть к чему-то новому".
С введением АСОП потребуется увеличение численности работников контрольно-ревизионной службы. По оценкам "Минсктранса", предприятие нуждается в 500 ревизорах (сейчас их 120). Ожидается, что пополнение штата произойдет за счет кондукторов, труд которых уйдет в прошлое.
Контролеры будут обеспечены новейшими приборами считывания информации со смарт-карт. Портативные считыватели смогут показать, в каком транспорте и когда пассажир оплатил проезд. То есть каким-то образом обмануть контролеров "зайцам" будет практически невозможно.
Также И. Якубовская заметила, что "говорить о конкретной стоимости проекта пока рано, он находится в стадии разработки".
А вот гендиректор "Минсктранса" Леонтий Папенок несколько недель назад, находясь с рабочим визитом в Риге, в интервью латвийскому изданию "Вести сегодня" все же озвучил приблизительные оценки. По его словам, введение АСОП наподобие той, которая действует сейчас в латвийской столице, обойдется Минску в 17-20 млн. EUR .
Новая система позволит разработать гибкую систему скидок. Цена на проезд может быть различной - в зависимости от времени суток, дня недели, маршрута. Возможно и возвращение льгот для отдельных социальных категорий.
По лондонскому пути.
Совсем недавно на официальном сайте "Минсктранса" появилось поминутное расписание движения транспорта для каждого остановочного пункта. Однако существуют и конкретные проблемы соответствия этому графику. По словам заместителя генерального директора "Минсктранса" В. Тозика, на самом высоком уровне должен быть поднят вопрос о выделении крайней правой полосы под общественный транспорт.
"В Лондоне, одном из старейших городов с многомиллионным населением, сегодня нет пробок. Для общественного транспорта выделена отдельная полоса, въезд в центр города сделан платным. Все это способствует разгрузке улиц. Подобную идею нужно осуществить и в Минске, - заметил В. Тозик. - Наш пассажир должен быть уверен, что на общественном транспорте он доберется быстро и комфортно".
В планах и разработка автоматизированной системы управления светофорами, которая была бы подсоединена к навигационной системе контроля на транспорте. Это позволило бы установить на остановочных пунктах электронные табло, отсчитывающие время, которое осталось до прибытия автобуса.
"А пока иногда мы вынуждены по несколько минут стоять в пробках, отклоняясь тем самым от графика", - подытожил В. Тозик.