Письмо из зоны BY

Источник материала:  
Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал четвертый обзор выполнения договоренности о кредите stand-by, выделенном Беларуси. В докладе содержится очередное письмо, где изложены перспективные намерения белорусских экономических властей, не обещающие ничего хорошего для жителей республики.

Однако письмо все же обладает одним несомненным достоинством. Знакомство с его содержанием позволяет преодолеть состояние, квалифицируемое психиатрами как раздвоение личности. В начале февраля т.г. премьер Сергей Сидорский, посетив Гомель, рассказал публике о своих неоправданных экономических ожиданиях: «Мы ожидаем постепенного наращивания темпов экономики от 100% до прогнозных 111-113% в 2010г.». В то время как еще 11 декабря 2009г. из Минска в Вашингтон было направлено совместное письмо правительства и Нацбанка, где говорилось о том, что темпы прироста ВВП Беларуси в 2010г. не превысят 3,75%. Не заметить нестыковку в декларациях премьера, каждая из которых была рассчитана на специфическую аудиторию, было просто невозможно (см. «БелГазету» N5 от 8 февраля 2010г.).

Из текста последнего письма стало понятно, чего на самом деле ждет премьер. «Мы ожидаем, что в 2010г. ВВП вырастет по крайней мере на 2,25%», - говорится в послании. Итак, темпы экономического роста Беларуси загнаны в жесткие рамки: от 2,25 (по крайней мере) до 3,75%. Однако теперь можно спросить Сидорского, а как же быть с утвержденной программой социально-экономического развития Беларуси на 2010г. и с ударным завершением последнего года пятилетки? Вопрос не праздный, учитывая, что средняя зарплата в $500, обещанная президентом всем трудящимся, прямо зависит от выполнения высоких экономических обязательств, взятых правительством на этот год. Более или менее ясный ответ на него содержится в обзоре миссии МВФ, которая, как выяснилось, была «обеспокоена» намерением белорусских властей повысить за год среднюю зарплату «более чем на 40% по сравнению с уровнем конца 2009г.».

Сначала персонал МВФ, так же как и трудящиеся республики, поверил, поскольку новые выборы главы государства не за горами и накануне таких важных политических событий народу полагается делать подарки. Но теперь Вашингтон спокоен, поскольку белорусские «власти подтвердили свою приверженность дисциплинированной политике в области доходов». По зарплате чудес ожидать не стоит. «Мы ограничим увеличение фонда оплаты труда в 2010г. в пределах 11%», - заверили белорусские власти МВФ.

В начале т.г. правительство повысило тарифную ставку I разряда на 5%, а пенсии - на 10%. «Любое дальнейшее повышение заработной платы в бюджетном секторе после I квартала будет рассматриваться только, если позволят макроэкономические условия. Мы будем по-прежнему следовать практике ограничения роста заработной платы работников госпредприятий, получающих государственную поддержку. При принятии решения о повышении пенсий мы будем руководствоваться необходимостью обеспечивать устойчивость Фонда соцзащиты населения», - отмечается в послании.

Кроме этого, беспокойство персонала МВФ было вызвано постановлением правительства, предписывающим значительное увеличение кредита на жилищное строительство сверх установленных лимитов на кредитование в рамках госпрограмм. Однако вскоре Совмин исправил ситуацию, приняв новое постановление, указывающее, что планы отдельных государственных кредитных программ должны соответствовать согласованным лимитам на совокупное кредитование в рамках госпрограмм, и тем самым сделал программные лимиты обязательными.

Впрочем, как показали дальнейшие события, персонал МВФ успокоился на этот счет преждевременно. Кредит экономике с конца декабря до середины марта вырос на 2,1% по сравнению с увеличением на 0,7%, заложенным в программу на весь I квартал. В январе-феврале объемы чистого кредитования в рамках госпрограмм составляли примерно Br0,7 трлн. по сравнению с пределом в Br0,8 трлн. (0,5% ВВП) за I квартал. И это, по мнению МВФ, означает, что «власти по-прежнему с трудом ограничивают кредитование в рамках государственных программ». Хотя Минск продолжает заверять Вашингтон в том, что все индикативные целевые показатели будут выполнены. Придется очень постараться. Иначе санкцию от МВФ на снижение ставки рефинансирования, намеченное Нацбанком на апрель, получить будет нелегко.

Все рекомендации фонда следует выполнять, пока этот международный финансовый институт выступает для правительства в роли кредитора последней надежды. И белорусские власти очень стараются, повышая внутренние цены на моторное топливо, ставки акцизов на табак и алкоголь и отчислений в инновационные фонды, налоги на сырьевую отрасль, тарифы на жилищно-коммунальные услуги и отменяя экспортные субсидии нефтяному сектору. Однако все перечисленные меры позволяют компенсировать только Br4,9 трлн. из Br5,9 трлн. потерь, понесенных в результате изменения цен на российскую нефть.

Чтобы закрыть оставшуюся часть финансового разрыва, правительство собирается сокращать централизованные дотации местным органам управления. Очевидно, что правительству придется закручивать гайки и дальше, поскольку Москва отказывается смягчать условия поставки нефти и нефтепродуктов, хотя на это очень рассчитывали в Минске. Более того, сегодня потери белорусской экономики растут по мере дальнейшего роста мировых цен на нефть и соответствующего увеличения экспортной пошлины на российское сырье. В этих условиях правительству приходится думать не об ускорении темпов экономического роста, а изыскивать новые способы сбалансирования доходной и расходной частей республиканского бюджета за счет населения.
←Белорусское село надеется на миллиардное положительное сальдо

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика