Отыграл последний транш
12.04.2010
—
Новости Экономики
Апрельский доклад МВФ написан весьма благожелательно по отношению к белорусскому правительству. Конечно, для фонда $3,5 млрд. - это не критичная сумма денег. А вот для белорусского правительства она оказалась своеобразной антиреформаторской подушкой безопасности, крайне важной для сохранения прежней экономической политики.
В апрельском докладе МВФ утверждает, что «Беларусь находится на пути к достижению большинства целей программы. Все количественные и постоянно отслеживаемые критерии реализации и структурные контрольные показатели на конец декабря были выполнены. Другие обязательства по программе были в основном выполнены». За весьма лестной оценкой следует то, что в ближайший год будет выходить на первый план: «Однако дефицит по счету текущих операций в 2009г. возрос, резко увеличился уровень государственного и внешнего долга. Прогресс в осуществлении структурных реформ был неоднозначным. Однако в области приватизации отмечались задержки с проведением последующих мер, несмотря на то что структурные контрольные показатели были выполнены».
В большой степени риторика МВФ весьма схожа с оценками правительства Беларуси. Перечень успехов совпадает. Монетарная политика неизменно характеризуется как жесткая. Поскольку четких количественных критериев слова «жесткий» нет, стороны свободны в его интерпретации. Инфляция больше 10% в год, притом что треть товаров и услуг, по которым она считается, регулируется государством - это «жесткая» денежная политика. За 2009г. увеличили долги по выданным кредитам на 42,1% - это тоже жестко. Открыли две кредитные линии для неустойчивых госбанков на общую сумму Br14,5 трлн. - жестко. Очевидно, ограничения по текущему счету, по доступу к валюте тоже входят в это аморфное определение. МВФ лишь говорит о том, что рост кредита превысил прогнозы программы и составил за 2009г. 31%: «Увеличение чистого кредитования в рамках госпрограмм во второй половине 2009г. достигло Br4,6 трлн. и превысило согласованный лимит на Br0,6 трлн.».
040120241bg14(737)-ec.htm
Разные точки зрения есть на определение «адекватный». МВФ признает, что в самом начале программы его оценки динамики внешней торговли, конъюнктуры на белорусские товары и рост экономики наших основных партнеров были неадекватными: «В начале программы ожидалось, что дефицит по счету текущих операций снизится с 8,6% ВВП в 2008г. до 5,4% в 2009г. Однако он возрос почти до 13%, отчасти из-за того, что внешние шоки, затронувшие условия торговли и внешний спрос на экспорт Беларуси, оказались более сильными, чем это ожидалось».
Фонд рассчитывал, что ВВП России сократится только на 1%, а он упал на 7,9%, что экономика ЕС вырастет на 0,2%, а она упала на 3,9%. Прогноз ухудшения условий торговли был на 3,5%, а оказалось - минус 8,3%. Кредит экономике должен был быть 12%, а получился 30,7%. Более того, власти РБ даже умудрились убедить фонд в том, что нефтяные схемы с Россией в 2010г. меняться не будут.
МВФ верит в высокое качество госуправления, поэтому не настаивает на существенном сокращении госрасходов (в 2009г. они составили 46,6% ВВП). На 2010г. расходы консолидированного бюджета и Фонда соцзащиты запланированы на уровне 42,8% ВВП. Такими ресурсами в условиях кризиса и низкого качества белорусского государственного администрирования эффективно управлять нельзя. Поэтому на первый план выходит необходимость резкого увеличения размера частного сектора, рационализации бюджетных расходов и проведения глубокой реформы системы госуправления.
Не может не настораживать политика и риторика двойных стандартов во взаимоотношениях между властями РБ и МВФ. Письма главы Нацбанка Петра Прокоповича и премьера Сергея Сидорского содержат обещания, которые противоречат принятым этими же людьми актам законодательства страны. Обеспокоенность фонда снимается не через корректировку бюджета и других законов, а через заверения, обещания и увещевания в кулуарных переговорах с экспертами МВФ. Так, президент пообещал зарплату в 2010г. в $500, а Прокопович/Сидорский для фонда «подтвердили свою приверженность дисциплинированной политике в области доходов». Президент потребовал резкого увеличения объемов кредитования жилищного строительства, что противоречило бы принятым лимитам. Совмин вновь успокоил МВФ постановлением, в котором указал на недопустимость кредитования сверх установленных лимитов.
МВФ рекомендовал отказаться от практики доведения прогнозных показателей. Сегодня неблагодарная работа по доведению прогнозных показателей возложена на местные органы власти и министерства. Вот цитата из документа Коллегии главного управления потребительского рынка Мингорисполкома от 19 февраля 2010г., адресованного руководителям организаций торговли и общепита, подчиненных Главному управлению потребительского рынка (подобные документы доводятся как до государственных, так и до 100% частных структур): «П.10.1: выполнение прогнозных показателей по росту розничного товарооборота на 2010г. не ниже 15% к уровню 2009г. и безубыточную организацию в течение года. П.10.2: выполнение установленного на 2010г. параметра по уровню инфляции не более 108-110% в соответствии с постановлением Совета Министров… от 31 декабря 2009г. N1750/20 и информировать ГУПР о случаях повышения цен поставщиками сверх установленного уровня инфляции».
Открытым остается вопрос, знает ли МВФ о реальной практике жесткого регулирования экономики или предпочитает не замечать ее. И не пора ли - вне зависимости от того, будет ли открыта новая для Беларуси программа «стэнд-бай» - во взаимоотношениях между МВФ и «вертикалью» переходить от политики интерпретаций к политике рыночных реформ?
В апрельском докладе МВФ утверждает, что «Беларусь находится на пути к достижению большинства целей программы. Все количественные и постоянно отслеживаемые критерии реализации и структурные контрольные показатели на конец декабря были выполнены. Другие обязательства по программе были в основном выполнены». За весьма лестной оценкой следует то, что в ближайший год будет выходить на первый план: «Однако дефицит по счету текущих операций в 2009г. возрос, резко увеличился уровень государственного и внешнего долга. Прогресс в осуществлении структурных реформ был неоднозначным. Однако в области приватизации отмечались задержки с проведением последующих мер, несмотря на то что структурные контрольные показатели были выполнены».
В большой степени риторика МВФ весьма схожа с оценками правительства Беларуси. Перечень успехов совпадает. Монетарная политика неизменно характеризуется как жесткая. Поскольку четких количественных критериев слова «жесткий» нет, стороны свободны в его интерпретации. Инфляция больше 10% в год, притом что треть товаров и услуг, по которым она считается, регулируется государством - это «жесткая» денежная политика. За 2009г. увеличили долги по выданным кредитам на 42,1% - это тоже жестко. Открыли две кредитные линии для неустойчивых госбанков на общую сумму Br14,5 трлн. - жестко. Очевидно, ограничения по текущему счету, по доступу к валюте тоже входят в это аморфное определение. МВФ лишь говорит о том, что рост кредита превысил прогнозы программы и составил за 2009г. 31%: «Увеличение чистого кредитования в рамках госпрограмм во второй половине 2009г. достигло Br4,6 трлн. и превысило согласованный лимит на Br0,6 трлн.».
040120241bg14(737)-ec.htm
Разные точки зрения есть на определение «адекватный». МВФ признает, что в самом начале программы его оценки динамики внешней торговли, конъюнктуры на белорусские товары и рост экономики наших основных партнеров были неадекватными: «В начале программы ожидалось, что дефицит по счету текущих операций снизится с 8,6% ВВП в 2008г. до 5,4% в 2009г. Однако он возрос почти до 13%, отчасти из-за того, что внешние шоки, затронувшие условия торговли и внешний спрос на экспорт Беларуси, оказались более сильными, чем это ожидалось».
Фонд рассчитывал, что ВВП России сократится только на 1%, а он упал на 7,9%, что экономика ЕС вырастет на 0,2%, а она упала на 3,9%. Прогноз ухудшения условий торговли был на 3,5%, а оказалось - минус 8,3%. Кредит экономике должен был быть 12%, а получился 30,7%. Более того, власти РБ даже умудрились убедить фонд в том, что нефтяные схемы с Россией в 2010г. меняться не будут.
МВФ верит в высокое качество госуправления, поэтому не настаивает на существенном сокращении госрасходов (в 2009г. они составили 46,6% ВВП). На 2010г. расходы консолидированного бюджета и Фонда соцзащиты запланированы на уровне 42,8% ВВП. Такими ресурсами в условиях кризиса и низкого качества белорусского государственного администрирования эффективно управлять нельзя. Поэтому на первый план выходит необходимость резкого увеличения размера частного сектора, рационализации бюджетных расходов и проведения глубокой реформы системы госуправления.
Не может не настораживать политика и риторика двойных стандартов во взаимоотношениях между властями РБ и МВФ. Письма главы Нацбанка Петра Прокоповича и премьера Сергея Сидорского содержат обещания, которые противоречат принятым этими же людьми актам законодательства страны. Обеспокоенность фонда снимается не через корректировку бюджета и других законов, а через заверения, обещания и увещевания в кулуарных переговорах с экспертами МВФ. Так, президент пообещал зарплату в 2010г. в $500, а Прокопович/Сидорский для фонда «подтвердили свою приверженность дисциплинированной политике в области доходов». Президент потребовал резкого увеличения объемов кредитования жилищного строительства, что противоречило бы принятым лимитам. Совмин вновь успокоил МВФ постановлением, в котором указал на недопустимость кредитования сверх установленных лимитов.
МВФ рекомендовал отказаться от практики доведения прогнозных показателей. Сегодня неблагодарная работа по доведению прогнозных показателей возложена на местные органы власти и министерства. Вот цитата из документа Коллегии главного управления потребительского рынка Мингорисполкома от 19 февраля 2010г., адресованного руководителям организаций торговли и общепита, подчиненных Главному управлению потребительского рынка (подобные документы доводятся как до государственных, так и до 100% частных структур): «П.10.1: выполнение прогнозных показателей по росту розничного товарооборота на 2010г. не ниже 15% к уровню 2009г. и безубыточную организацию в течение года. П.10.2: выполнение установленного на 2010г. параметра по уровню инфляции не более 108-110% в соответствии с постановлением Совета Министров… от 31 декабря 2009г. N1750/20 и информировать ГУПР о случаях повышения цен поставщиками сверх установленного уровня инфляции».
Открытым остается вопрос, знает ли МВФ о реальной практике жесткого регулирования экономики или предпочитает не замечать ее. И не пора ли - вне зависимости от того, будет ли открыта новая для Беларуси программа «стэнд-бай» - во взаимоотношениях между МВФ и «вертикалью» переходить от политики интерпретаций к политике рыночных реформ?