Бизнес не горит желанием вкладывать средства в пивнушки
Открытие новых пивных ресторанов, кафе и пабов может стать одним из самых провальных пунктов в плане развития потребительского рынка в этом году. По мнению экспертов, пивовары не готовы инвестировать большие суммы в такие проекты, а частный бизнес, даже при наличии средств, предпочитает обходить их стороной.
За счет открытия специализированных пивных ресторанов и баров предполагается ликвидировать ожидаемое падение объемов реализации пива на внутреннем рынке. После введения запрета на реализацию пива в киосках и павильонах, продажи пива, по оценкам экспертов, сократились больше, чем на 10%. Примерно настолько же ожидается сокращение продаж и после введения в феврале этого года административной ответственности за распитие пива в общественных местах.
Чтобы помочь пивоварам, от властей посыпались предложения. Белорусская милиция, например, пообещала содействовать открытию возле каждого магазина специальных место для употребления пива. Мингорисполком пошел еще дальше и предложил пивоварам около 30 мест для открытия ресторанов и баров «пивной» направленности.
Однако позиция пивоваров относительно инвестирования в пабы и рестораны пока довольно сдержанная. В частности, как заметил гендиректор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев, «наш бизнес — это, прежде всего, производство пива. И было бы сверхоптимистично заявить, что мы, например, построим рестораны и тем самым компенсируем ожидаемые потери».
По словам начальника сектора пивоваренной отрасли Белгоспищепрома Евгения Марьюшича, пивоваренные компании после проведения реконструкции (на что были привлечены кредитные и собственные ресурсы) не готовы вкладывать большие средства в создание пабов и ресторанов: «Может быть, один-два ресторана или кафе каждая из компаний и сможет открыть. По моим сведениям, например, ОАО «Лидское пиво» и ОАО «Брестское пиво» намерены реализовать такие проекты. Но одним-двумя ресторанами или кафе мы не закроем потребность рынка. Надо создавать большую сеть подобных заведений. На мой взгляд, только в Минске необходимо создать около сотни кафе или пабов эконом-класса».
Открывать пивные заведения столичные власти также хотят предложить частному бизнесу. Как подчеркнул Марьюшич, «Белгоспищепром готов рассмотреть любые предложения от частного бизнеса по созданию баров, ресторанов, даже если это будет один человек».
Однако, например, директор ресторана-пивоварни «Раковский Бровар» Игорь Хариновский усомнился в экономической целесообразности открытия такого бизнеса в нынешних условиях. «У людей нет денег ходить по кафе и ресторанам, поэтому я бы сейчас вообще ничего не открывал», — сказал он «Белорусским новостям».
Иначе считает председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко. На его взгляд, «с экономической точки зрения это перспективный бизнес, к развитию которого есть интерес со стороны частников. Сегодня 6 км вдоль Свислочи в Минске абсолютно пустует. А, например, набережная Днепра в Киеве вся в кафе. Есть потребность рынка. К тому же действует запрет на распитие пива в общественных местах, что еще больше увеличивает потребность в развитии специализированных заведений для распития пива. И наши бизнесмены способны инвестировать и зарабатывать на этом деньги».
Но конкретных шагов бизнесмены пока не делают. По словам Шумченко, бизнес просто не доверяет государству. «Наивно ожидать, что после ликвидации киосков (чтобы они не создавали конкуренцию универсамам) частный бизнес вдруг побежит открывать кафе и пабы. Где гарантия, что после открытия таких объектов универсамы и их лобби в Минторге не найдут способ закрыть и их. Например, по причине антисанитарии, которая будет выражаться в том, что люди пьют пиво прямо на берегу реки».
Шумченко считает, что сейчас вопрос с развитием сети пивных ресторанов, кафе и пабов не стоял бы так остро, если бы в свое время бывшим владельцам киосков взамен демонтированных объектов предложили строить такие заведения и создали бы соответствующие условия. «Но людей лишили бизнеса, а взамен ничего не предложили», — подчеркнул председатель РОО «Перспектива».
Более того, в сегодняшних условиях открытие кафе и ресторанов выглядит утопией. «Вырвать у чиновников кусок земли, чтобы построить на нем объект общепитовского назначения, практически нереально. Затраты тех, кому это удается, оцениваются в несколько десятков тысяч долларов».
Показательным примером, по его словам, является участь одного из бизнесменов, пытавшегося после закрытия киоска в течение нескольких лет открыть продовольственный магазин на выделенном властями участке.
«Когда в Минске ликвидировали киоски, столичные чиновники убеждали предпринимателей в необходимости развития более цивилизованных форм торговли. И предложили бизнесу искать земельные участки и строить магазины. Этот бизнесмен поверил, включился в процесс и получил участок. Но когда все было готово к строительству, участок забрали. А вместе с тем общая сумма затрат на подготовительные и проектные работы составила ни много, ни мало 50 тысяч долларов. Так что бизнесменов, заинтересованных в строительстве пивных заведений, может ждать такая же участь».
Андрей КОЖЕМЯКИН