Инвесторы нацелились застроить Минск гостиницами
К чемпионату мира по хоккею 2014 года, в соответствии с планами столичных властей, в Минске запланировано построить 12-14 гостиниц и увеличить гостиничный фонд почти в четыре раза — с 5,6 до 20 тысяч мест. Уже определены 28 площадок и около 15 реальных инвесторов. По мнению экспертов, данный сегмент рынка недвижимости может стать одним из самых быстрорастущих.
Это обусловлено, прежде всего, повышенной заинтересованностью потенциальных инвесторов участвовать в финансировании именно строительства отелей. Вложения в гостиничную недвижимость в Минске остаются довольно выгодными ввиду высокой доходности. Например, в докризисном 2007 году рентабельность минских гостиниц достигла 170%. В период кризиса ситуация изменилась незначительно, поэтому многие девелоперы не отказались от реализации намеченных проектов. Только в 2010 году заявлено строительство гостиниц «Кемпински», «Президент-отель», «Рэдиссон».
По словам управляющего директора Colliers International Андрея Павлышко, «рынок отелей Беларуси также интересен для инвесторов своей незаполненностью. На нем сегодня присутствует только одна международная отельная сеть - InterContinental Hotels Group, представленная отелем Crown Plaza в Минске. По нашим наблюдениям, средний уровень заполняемости гостиниц Минска в 2009 году был на уровне 50%, что несколько меньше, чем годом ранее. Как правило, постояльцы отелей - это либо приехавшие по служебным вопросам, либо событийные туристы».
Минские власти также подчеркивают, что работающих 28 гостиниц для столицы недостаточно. Например, в пиковый сезон в столице ощущается дефицит номеров эконом-класса. В связи с этим основную долю новых объектов составят трехзвездочные гостиницы, средняя заполняемость которых составляет порядка 90% (заполняемость четырехзвездочных - около 70%, пятизвездочных - около 45%).
Вместе с тем активное развитие отельного сектора может привести к обратному эффекту. По прогнозам экспертов, значительное увеличение гостиничного фонда может создать проблемы с заполняемостью гостиниц после окончания чемпионата мира по хоккею.
Несмотря на принимаемые меры по развитию туристского потенциала и въездного туризма, иностранцы по-прежнему пассивны по отношению к белорусским красотам. По данным Белстата, численность организованных туристов, посетивших нашу страну в 2009 году, по сравнению с 2008 годом увеличилась всего на 4,2% и составила 95,5 тысячи человек. При этом большинство туристов - 59,9 тысячи человек, прибыло из стран СНГ, в том числе из России - 56,5 тысячи человек.
Среди других стран лидерами по числу посещений стали Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша. Именно из стран ЕС в перспективе может увеличиться поток туристов, особенно если Беларусь упростит визовый режим с Евросоюзом.
Впрочем, по мнению экспертов, состояние туриндустрии и уровень развития въездного туризма не должен повлиять на намерения девелоперов финансировать строительство отелей. Как подчеркивает А.Павлышко, «загруженность гостиницы - это отдельный вопрос. Негибкая ценовая политика госгостиниц зачастую не менее важный фактор их низкой заполняемости, чем сезонность, и частные отели, способные оперативно реагировать своей ценовой политикой на любые изменения спроса, имеют шансы на более высокий уровень загрузки.
Понятно, что развитие туристической отрасли и увеличение количества отелей - процессы взаимосвязанные: без хороших отелей не будет туристов и, наоборот, кому нужны хорошие отели, если нет туристов. Мы надеемся, что к чемпионату мира по хоккею в 2014 году Минск получит критическую массу современных отелей, в том числе с международными операторами как Hyatt, Rezidor, Kempinski и другими».
Кстати, местные девелоперы, которые думают над развитием проектов по строительству отелей, рассчитывают выйти на окупаемость за 5-7 лет. «Но это слишком маленький срок для таких сложных проектов. Девелоперы, имеющие опыт реализации отельных проектов за рубежом, понимают, что такие проекты могут окупиться не менее чем за 10-12 и более лет», - отметил А.Павлышко.