Худо-бедно

Источник материала:  
Опрос 5027 домашних хозяйств Беларуси, проведенный Белстатом по итогам 2009г., показал, что на белорусах кризис отразился несущественно. Общие доходы средней семьи по сравнению с 2008г. упали на 12% (составили $530 на семью, или $208 на душу населения), хотя в номинальном рублевом выражении увеличились. Аналогично - на 11,9% - снизились и денежные доходы (для средней семьи - $497, на душу населения - $195).

На начало 2010г. в Беларуси было 3716,4 семьи при общем населении 9,48 млн. человек (размер средней белорусской семьи - 2,55 человека). Жить стали хуже, но не намного. Помогли смягчить удар кризиса сохраненная госпомощь, низкие тарифы на ЖКУ и транспорт, занятость в «серой» экономике и трансферты из-за рубежа.Ярослав РОМАНЧУК

ТРИ СЕМЕЙНЫХ ТРЕНДА

С начала 2000-х гг. наблюдается несколько тенденций в структуре и составе домашних хозяйств. Первый тренд - урбанизация: только за 2009г. село потеряло 232,4 тыс. семей (если в 2008г. там было 33,7% всех семей, то в 2009г. - 27,4%). По сравнению с 2008г. увеличилось число семей, живущих в больших городах (с 27,7 до 30,1%). Чуть больше стало семей в малых городах (с 22,7 до 23,8%). Урбанизация побеждает все потуги правительства убедить людей оставаться в агрогородках. Никто не хочет посвящать свою жизнь вечной битве за урожай дедовскими способами, т.е. при помощи мотыг и плугов.

Второй тренд - сокращение числа больших семей. Мода на детей прошла и не возвращается. В 2009г. увеличилось число семей, состоящих из одного и двух человек (до 53,6 с 52,9% в 2008г.), и уменьшилось с пятью и более (с 6,7 до 6,2%). В 36,7% белорусских семей (1,36 млн.) нет детей, а 327,6 тыс. домашних хозяйств (8,8%) состоят из одних пенсионеров. Еще одна потенциальная группа риска домашних хозяйств - это семьи с одним взрослым. Таких у нас 148,9 тыс. (4%). Семей с одним ребенком в два раза больше, чем семей с двумя детьми (849,2 тыс. против 421,2 тыс.).

Третий тренд - центростремительные тенденции в перемещении домашних хозяйств в Минск из-за концентрации в столице большинства ресурсов и гораздо больших возможностей для молодежи. Если в 2004г. в столице проживали 598,7 тыс., или 15,6%, всех семей, то к 2009г. цифра выросла до 695,7 тыс. семей, или 18,7%. Рост числа семей в Минске только за пять последних лет на 97 тыс. равнозначен появлению в столице нового микрорайона.

Данная тенденция объясняется, во-первых, провалом региональной политики: города и области лишены реальных полномочий и находятся в сильнейшей зависимости от дотаций из центра. Во-вторых, люди отстранены от управления местными органами власти. Начальники гор- и облисполкомов зачастую являются назначенцами из других регионов. Региональные кланы играют в свою игру, не заботясь об инвестиционной привлекательности своих регионов. В-третьих, заблокирована приватизация, а местные органы власти лишены возможности создавать более благоприятные условия для бизнеса и инвесторов. Более того, местные вертикали часто ведут себя как удельные князьки, без контроля и конкуренции распоряжаясь как местными бюджетами, так и дотациями из центра. В результате в провинции новые рабочие места не создаются. СЭЗы также не выполняют данную функцию. Отсюда - четкий миграционный поток: деревня - малый город - областной город - Минск. Одновременно из каждого элемента этой цепочки идет отток творческих, предприимчивых людей за рубеж: с 1994г. по 2009г. население Беларуси сократилось на 763,3 тыс. человек.

040210241bg13(736)-ec.htm

«ОБЕЗЖИРЕННЫЕ» РЕСУРСЫ

В целом по стране располагаемые ресурсы среднего домашнего хозяйства в 2009г. составили Br1606,9 тыс., или $575,4 по среднегодовому курсу (в 2008г. данный показатель составлял $660). Среднедушевые располагаемые ресурсы составили Br633,7 тыс. в месяц ($227, а в 2008г. было $256). Львиная доля этой суммы - денежные средства (94,3%). Стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, составила 4,8%, а льгот и дотаций, предоставленных в натуральном выражении, - только 0,9%. Получается, что монетизация льгот практически состоялась.

Самые большие располагаемые ресурсы зафиксированы в больших городах - Br1,65 млн., наименьшие - в сельских пунктах (Br1,29 млн.). При этом доля потребляемых продуктов питания составила 9,8%, или Br127 тыс. - в три с лишним раза больше, чем в крупных городах.

В семьях пенсионеров среднедушевые располагаемые ресурсы в месяц составили Br659 тыс., или $236. Наименее благополучными являются семьи из пяти и более человек. В них объем месячных располагаемых ресурсов составил всего Br469,2 тыс., или $168. Это не бедность, но на такие деньги при наших ценах на продовольствие, одежду и товары для дома явно не пожируешь.

ЛОВУШКА БЕДНОСТИ

Удельный вес домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума остается очень малым. В 2009г. он составил всего 3,7% от общего числа семей (5,7% на селе). Из общего числа малообеспеченных семей 28,6% пришлось на семьи, в которых пять и более человек. Среди семей пенсионеров таких только 1,5%.

В 2009г. 35% домашних хозяйств имели среднедушевые располагаемые доходы ниже Br500 тыс. ($179). В Минске таких семей 15,8%, в сельских населенных пунктах - 43,6%. Самая неблагополучная ситуация в малых городах - там таких семей 44,5%. Чем больше детей в семье, чем дальше она живет от Минска и областных городов, чем меньше в семье работающих, тем выше риски попадания в ловушку бедности.

Еще точнее уровень бедности можно оценить по расходам на базовые продукты питания. В 2009г. в среднем по стране одно домашнее хозяйство тратило Br 433 тыс. ($155): Br559,2 тыс. ($200) в Минске и Br338 тыс. ($121) в сельской местности. На селе доля хлеба и хлебопродуктов в расходах на продукты питания составляет 23,5% (в Минске - 12,1%). Первой по величине статьей расходов для сельских семей является мясо и мясопродукты - 28,7% всех расходов на продукты питания. На фрукты и ягоды в сельской местности средняя семья в 2009г. тратила чуть больше $60 в год.

В целом по стране у 28,6% семей расходы на покупку продуктов питания превышают 50%. В семьях пенсионеров - 56,1%. Еще одна чувствительная позиция - расходы на жилищно-коммунальные услуги: в целом по стране более 15% потребительских расходов в 12,4% семей приходится именно на оплату ЖКУ. В малых городах таких семей 14,5%, в сельской местности - 9,2%. Очевидно, что при росте тарифов на ЖКУ и стагнации зарплат и доходов число таких семей резко возрастет.

ПОСОБИЯ ДЛЯ БОГАТЫХ

Традиционно наибольшие доходы в расчете на одно домашнее хозяйство в 2009г. зафиксированы в Минске (Br1,95 млн.), наименьшие - в Могилевской области (Br1,31 млн.) В столице самые большие доходы от предпринимательской деятельности, наименьшие - в Витебской области. Максимальный доход от личного подсобного хозяйства имеют семьи в Гродненской области (Br101,4 тыс. в месяц), минимальный - в Минске (Br49,7 тыс.).

Общие месячные доходы семей из низшей квинтильной (20-процентной) группы домашних хозяйств (самые малообеспеченные) составили чуть больше Br1 млн., а в высшем квинтиле - Br2,16 млн. Разница по денежным доходам - Br909 тыс. против Br2,1 млн.

Оплата труда в низшей 20-процентной группе составила Br540,5 тыс., а в наивысшей - Br1,486 млн. (в 2,7 раза больше). Удивительно, но доходы от продажи сельхозпродукции в группе 20% самых богатых семей больше, чем в 20% самых бедных (Br17,6 тыс. против Br10,7 тыс.).

Госпособия для семей в группе 20% самых бедных семей составили Br56,5 тыс. в месяц ($20,2). Получали пособия и в группе самых богатых домашних хозяйств, по $7,5 в месяц.

Личные подсобные хозяйства популярны вне зависимости от размера доходов: в семьях самого низкого квинтиля месячный доход по данной статье составил Br78,2 тыс. ($28), а среди 20% самых богатых -

Br70,5 тыс. ($25,2). До сих пор не удалось ликвидировать льготы и дотации для 20% самых богатых семей: в 2009г. каждое домашнее хозяйство в этой группе получало Br11,8 тыс. ($4,2) в месяц, в то время как в 20% самых бедных семей льготы и дотации в натуральном выражении составили Br18 тыс. ($6,4).

В целом в 2009г. стоимость льгот на одно домашнее хозяйство составила Br14,2 тыс. ($5) - это только 1% общего дохода. 40,1% семей получали льготы и дотации. Вопиющим остается тот факт, что 20% самых обеспеченных семей получают практически столько же льгот и дотаций, как 20% самых малообеспеченных. В 2009г. первые ежемесячно получали Br37,8 тыс., а вторые - Br39 тыс. Причем по санитарно-курортному лечению самые обеспеченные 20% семей получали больше, чем 20% самых бедных: Br69,6 тыс. против Br50,2 тыс. в месяц. Такая же ситуация по жилищно-коммунальным хозяйствам: Br17 тыс. против Br12,1 тыс. Даже на общественный транспорт богатые получают больше денег, чем бедные: Br11,1 тыс. против Br5,7 тыс. Странная получается социальная ориентация бюджетной политики. В кризис в первую очередь надо помогать людям с самым низким доходом, а у нас богатые через своих лоббистов сохраняют за собой право на существенный кусок бюджетного пирога. То ли богатые у нас не такие богатые, то ли бедные - совсем даже не бедные.
←Оценивать госакции будут за счет бюджета

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика