Съешь пряник

Источник материала:  
В списке мер, направленных на выполнение предприятиями экономических показателей нынешнего года, появился пряник. В Беларуси внедрен новый стимул для руководителей организаций - годовой бонус в размере не менее 12 должностных окладов. Пряник возник вполне по-отечественному - в конце I квартала и задним числом. Времени до конца года просто может не хватить, чтобы пряник материализовался.


Когда-то сиракузский правитель Дионисий предложил своему подданному Дамоклу занять его престол на один день. В разгар веселья на пиру Дамокл увидел над головой обнаженный меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. В начале года «дамоклов меч» в виде решения правительства о внесении изменений в контракты с руководителями госпредприятий, в соответствии с которыми они могут быть расторгнуты в случае невыполнения организацией доведенных показателей, повесили над директорами. Теперь предложили лакомство, которое еще нужно заслужить: нанимателю предоставлено право выплаты руководителю организации годового бонуса за выполнение ею показателей прогноза социально-экономического развития за отчетный год в целом в размере не менее 12 должностных окладов.

К директорам предприятий во все времена нашей истории отношение со стороны государства было особое. Например, в СССР во время доминирования компартии директорский корпус занимал привилегированное положение. Если директор выполнял все распоряжения партийных органов, а его поведение в быту не выходило за рамки существовавших этических норм, то снять его с должности было практически невозможно. Более того, если возникал конфликт между директором и секретарем парткома, вышестоящие партийные органы, как правило, поддерживали руководителя.

Мне вспоминается случай, когда парторг станкостроительного объединения им. Октябрьской революции выступил против гендиректора, который в числе прочего, например, выделил квартиру собственному водителю. В конфликт втянулось все руководство объединения. В конце концов директор отделался выговором, а партийному вожаку пришлось покинуть предприятие. Власть в то время могла спросить, но могла и защитить. Но самое главное - к минимуму был сведен субъективизм.

По сравнению с теми временами сейчас директорский корпус в правах урезали, а его ответственность при этом возросла. Инициируются различные проверки финансово-экономической деятельности, которые нередко становятся основанием для возбуждения уголовных дел в отношении руководства предприятий. Нередко под суд попадают директора, корыстный интерес которых не очевиден, но которые пытались что-то сделать для производства.

Типичный пример - судьба экс-директора завода холодильников Леонида Калугина, который в интересах предприятия оставлял заработанную валюту на зарубежных счетах. В нынешней ситуации директора связаны не только по рукам и ногам, но у них еще и рты заклеены. Предпринимаемые сейчас меры отнюдь не раскрепощают инициативу руководителей. В то же время роль работников административных органов, устанавливающих и контролирующих т.н. прогнозные показатели, еще более возрастает. По сути, они становятся главными на производстве. При этом министерства и концерны могут формально и не вникать, за счет чего будет достигнут запланированный рост. Например, показатели возрастающей банковской закредитованности, дебиторско-кредиторской задолженности в целом, финансовой устойчивости предприятий в расчет могут не приниматься. Главное - обеспечить рост объемов.

В этой связи возникает вопрос мотивации и приоритета стимулов. Имея однобокие материальные стимулы, директора могут окончательно отодвинуть на второй план вопросы модернизации производства, обновления оборудования. Не трудно предположить, что выберет руководитель - годовой бонус за выполнение показателей роста объемов производства или в 10 раз меньшее вознаграждение за ввод нового оборудования. При этом для обеспечения предприятий оборотными средствами может быть перенесена на более поздние сроки реализация различных инвестпроектов.

Так что в погоне за угощением на «пиру отечественной экономики» благополучие может действительно оказаться временным и призрачным. В следующем году бонусы могут и отменить, а железо куется, как известно, пока оно горячо. При этом без обновления основные фонды еще более устареют. Но это предприятия почувствуют позже, сейчас же инициатор принятых мер - новый министр экономики - сможет доказать, что его назначение было абсолютно верным.

Кстати, о необходимости подобного стимулирования было заявлено еще в декабре прошлого года. Для принятия же решения потребовалось три месяца. А ведь это не самый сложный вопрос в работе правительства.

Стимулировать отдельные категории работников надо. Более того, дифференцирование в этом вопросе просто необходимо. Но каждое решение должно быть выверено, с прогнозируемым результатом. Не за горами отчет перед Всебелорусским собранием и новые президентские выборы. И вероятно, здесь уж не до категорий эффективности. А себе я задаю вопрос: мог ли Дамокл отказаться от предложения Дионисия?
←Оценивать госакции будут за счет бюджета

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика