Желающих консультировать власти Беларуси по приватизации нашлось немного
Объявленный Госкомимуществом Беларуси конкурс по привлечению консультантов в области приватизации убедительно доказал, сколь разнятся утверждения белорусских чиновников об инвестиционной привлекательности «синеокой» с неприятной и жестокой действительностью. Иностранные инвесторы не то что не спешат покупать белорусские предприятия – у них даже нет желания выступить в качестве консультантов в этой сфере.
Несмотря на то, что представители крупного западного бизнеса стали частыми гостями в Минске, а всем приезжающим автоматически предлагается выступить в качестве консультанта белорусского правительства, список желающих на начало марта выглядел весьма уныло - всего 6 компаний: Сбербанк России, компании "Ротшильд", "Ренессанс Капитал", "Эрнст энд Янг", частное предприятие "КПМГ", ЗАО "Инвестиционная компания "Юнитер".
Следует отметить, что привлечение внешнего консультанта являлось одним из требований МВФ к условиям показательной процесса – продажа на конкурсе 5 белорусских ОАО (Бобруйский машиностроительный завод, ВолМЕТ, Лидский литейно-механический завод, Бархим и Речицкий текстиль). «Добро» на продажу этих предприятий было дано распоряжением А.Лукашенко №67 от 1 марта 2010 года.
Кроме того, власти взяли на себя обязательство (по настоятельной просьбе МВФ) к середине марта разместить объявление о приглашении квалифицированных и опытных консультантов (не путать с инвесторами) с хорошей репутацией, которые помогут справиться с приватизацией контрольных пакетов акций данных предприятий.
В итоге Госкомимущество объявило конкурс, по итогам которого желание называться «приватизационным консультантом с хорошей репутацией» озвучили лишь три компании, то есть половина списка - "Эрнст энд Янг", частное предприятие "КПМГ", ЗАО "Инвестиционная компания "Юнитер"
По сути три конкурсанта являются белорусским компаниями. Вместе с тем они обладают достаточным опытом для проведения приватизационных сделок и хорошо разбираются в нюансах функционирования белорусской экономической модели. Опыта и знаний у них хватит на приватизацию не только упомянутых 5 ОАО, но и еще 20 белорусских предприятий, список которых белорусские власти пообещали МВФ подготовить уже к концу апреля.
В этой связи вполне резонно, да и хотелось бы, ожидать положительных результатов по итогам первого конкурса - стране очень нужна валюта, впрочем как и реальные белорусские рубли. Однако столь небогатый урожай на консультантов свидетельствует о том, что процесс продажи затянется на долгое время.
Опыт и знания консультантов не смогут нивелировать политические риски, неизбежно возникающие при инвестициях в Беларусь. Причем, речь не идет о том, что большинство развитых стран до сих пор называют Беларусь «последней диктатурой Европы».
Проблема в том, что сегодня белорусские власти не в состоянии сделать даже краткосрочный прогноз политического и экономического курса страны, что вызвано ликвидацией белорусского нефтяного офшора.
Любой инвестор задаст всего несколько вопросов: Какие условия поставки нефти ожидаются в 2-ой половине текущего года и в следующем году? В зависимости от ответа - продолжит ли Беларусь дальнейшую интеграцию со странами Таможенного союза, придаст новое дыхание диалогу с Европой или назло всей планете будет укреплять дружбу с Ираном и Венесуэлой, превращая страну в европейский клон Северной Кореи? И как это всё повлияет на президентские выборы?
Если власти не способны дать вразумительные ответы на эти вопросы, чем могут помочь консультанты? Смогут ли они найти таких инвесторов, которые только от одного слова «Беларусь» потеряют остатки разума и принесут свои капиталы на блюдечке с голубой каемочкой?