Вечный спор о главном
05.04.2010
—
Новости Экономики
Россия считает правомерным применение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты во взаимной торговле с Беларусью, заявляя, что нефть - это бюджетный товар.Об их отмене речь может идти только после формирования всего пакета международных договоров о создании Единого экономического пространства, заявил в конце марта в эфире "Вести-24" первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, комментируя обращение Беларуси в Экономический суд СНГ.
Он не исключил, что формирование ЕЭП, а значит, и отмена экспортных пошлин могут произойти раньше, чем Экономический суд СНГ примет решение по этому вопросу. Отметим, что участники Таможенного союза намерены сформировать Единое экономическое пространство к 2012 году.
Дождитесь ЕЭП.
Директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев на пресс-конференции в Москве 30 марта рассказал, на чем основывается позиция Москвы по данному вопросу.
Он отметил, что Россия считает нефть серьезным бюджетным товаром. "Не надо говорить, насколько велик удельный вес пошлин на нефть в российском бюджете. При этом мы выделяем баланс собственного потребления нефти белорусскому государству", - подчеркнул он.
А. Лихачев напомнил, что стороны договорились об объеме 6,3 млн. т нефти, которые Россия поставляет Беларуси беспошлинно. "Мы пришли к заключению, что именно этот объем нефти необходим для производства нефтепродуктов и работы белорусской химической промышленности. Все остальное облагается пошлиной", - отметил А. Лихачев.
По его словам, это соответствует нормам Таможенного союза, в котором отдельные товары входят в баланс потребления внутри таможенной территории, в то время как товары, не входящие в этот баланс, облагаются экспортной пошлиной.
Возможен ли пересмотр российской позиции по условиям поставок нефти в Беларусь с 1 июля, когда начнет действовать единая таможенная территория?
По словам А. Лихачева, "1 июля не является предметом пересмотра наших двусторонних соглашений". Он также отметил, что в таможенных союзах, которые существуют в мире, действуют разные взгляды на использование экспортных пошлин: "некоторые союзы их используют, некоторые - нет". Поэтому, резюмировал он далее, в ближайшей перспективе в вопросе поставок нефти Беларуси Россия будет руководствоваться действующим соглашением, подписанным в январе 2010 года.
"Вы спрашиваете меня, является ли действующая схема России по условиям поставок нефти в Беларусь вечной? Мое мнение: отнюдь нет. Точно так же, как будет развиваться интеграция, точно так же будут меняться наши отношения с Беларусью. Конечной целью является схема "Таможенный союз". Это означает полную унификацию импортных и экспортных пошлин, выработку механизма их замещения и расщепления. Но это - элемент Единого экономического пространства, а не Таможенного союза", - подчеркнул А. Лихачев.
Все аргументы исчерпали.
Пока же белорусская сторона пытается в судебном порядке оспорить решение РФ о введении экспортных пошлин на продукты нефтепереработки и нефтехимическое сырье.
В конце марта Минюст Беларуси обратился в Экономический суд СНГ с исковым заявлением о неправомерном их взимании. Отметим, что Экономический суд СНГ сейчас выполняет функции суда ЕврАзЭС, а с 1 июля будет также выполнять функции суда Таможенного союза.
Импортируемые Беларусью российские продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, стали облагаться вывозной таможенной пошлиной с 1 января 2010 года - на основании телетайпограммы первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы РФ Владимира Малинина.
Белорусская сторона обращает внимание, что международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также соглашения между Беларусью и Россией предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли без изъятий и ограничений. Единственное исключение - нефть, однако этот вопрос урегулирован подписанным в Москве 27 января соглашением (хотя оно и не устраивает белорусскую сторону, подчеркивает официальный Минск).
Беларусь с начала 2010 года пытается решить этот очень чувствительный для себя вопрос. До недавнего времени белорусские предприятия покупали без пошлин в России сырье для химической промышленности - параксилол, парафин технический, вазелин, минеральные воски и т. д. Теперь же с учетом пошлин их импорт стал фактически запретительным, что пошатнуло экономику предприятий.
Между тем белорусская сторона предполагала решить этот вопрос еще в феврале. Как заявила в начале марта представитель ГТК Беларуси Наталия Рынкевич, 27 января в Москве первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер РФ Игорь Сечин помимо протокола по условиям поставок нефти подписали также протокол состоявшихся переговоров. В соответствии с ним российская сторона обязалась в феврале урегулировать вопросы, касающиеся беспошлинных поставок российских нефтепродуктов в Беларусь. Однако этого не сделала.
Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 31 марта назвал иск Беларуси квалифицированной формой решения разногласий между странами. "Потому что были времена, еще не так давно, когда эти взаимоотношения почему-то переносились в медийную плоскость, которая ничего не решает, зато очень широко тиражирует", - сказал посол.
При этом он выразил сожаление, что Беларусь не присоединилась к процедуре рассмотрения дел в других международных судебных инстанциях, в частности в Стокгольмском арбитражном суде. "Это было бы лишь на пользу - не только во взаимоотношениях с нами, но и во взаимоотношениях белорусского бизнеса с партнерами по всему миру", - сказал А. Суриков.
Председатель Экономического суда СНГ Файзулло Абдуллоев сообщил ИТАР-ТАСС, что если это дело будет принято к производству, то в течение 10 дней нужно определиться о принятии этого иска, а потом дается 3 месяца на подготовку соответствующих действий. В общей сложности процесс занимает 6 месяцев.
Но если дело будет рассматриваться в рамках Таможенного союза, то возникает еще одна проблема: ведь статус суда ЕврАзЭС находится на проработке и пока не принят, поэтому до его вступления в силу Экономический суд СНГ не наделен соответствующей компетенцией в рассмотрении всех вопросов и споров.
В связи с этим требуется принять дополнительное соглашение между ЕврАзЭС и СНГ по возложению на Экономический суд СНГ необходимых полномочий, добавил Ф. Абдуллоев.
Он не исключил, что формирование ЕЭП, а значит, и отмена экспортных пошлин могут произойти раньше, чем Экономический суд СНГ примет решение по этому вопросу. Отметим, что участники Таможенного союза намерены сформировать Единое экономическое пространство к 2012 году.
Дождитесь ЕЭП.
Директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев на пресс-конференции в Москве 30 марта рассказал, на чем основывается позиция Москвы по данному вопросу.
Он отметил, что Россия считает нефть серьезным бюджетным товаром. "Не надо говорить, насколько велик удельный вес пошлин на нефть в российском бюджете. При этом мы выделяем баланс собственного потребления нефти белорусскому государству", - подчеркнул он.
А. Лихачев напомнил, что стороны договорились об объеме 6,3 млн. т нефти, которые Россия поставляет Беларуси беспошлинно. "Мы пришли к заключению, что именно этот объем нефти необходим для производства нефтепродуктов и работы белорусской химической промышленности. Все остальное облагается пошлиной", - отметил А. Лихачев.
По его словам, это соответствует нормам Таможенного союза, в котором отдельные товары входят в баланс потребления внутри таможенной территории, в то время как товары, не входящие в этот баланс, облагаются экспортной пошлиной.
Возможен ли пересмотр российской позиции по условиям поставок нефти в Беларусь с 1 июля, когда начнет действовать единая таможенная территория?
По словам А. Лихачева, "1 июля не является предметом пересмотра наших двусторонних соглашений". Он также отметил, что в таможенных союзах, которые существуют в мире, действуют разные взгляды на использование экспортных пошлин: "некоторые союзы их используют, некоторые - нет". Поэтому, резюмировал он далее, в ближайшей перспективе в вопросе поставок нефти Беларуси Россия будет руководствоваться действующим соглашением, подписанным в январе 2010 года.
"Вы спрашиваете меня, является ли действующая схема России по условиям поставок нефти в Беларусь вечной? Мое мнение: отнюдь нет. Точно так же, как будет развиваться интеграция, точно так же будут меняться наши отношения с Беларусью. Конечной целью является схема "Таможенный союз". Это означает полную унификацию импортных и экспортных пошлин, выработку механизма их замещения и расщепления. Но это - элемент Единого экономического пространства, а не Таможенного союза", - подчеркнул А. Лихачев.
Все аргументы исчерпали.
Пока же белорусская сторона пытается в судебном порядке оспорить решение РФ о введении экспортных пошлин на продукты нефтепереработки и нефтехимическое сырье.
В конце марта Минюст Беларуси обратился в Экономический суд СНГ с исковым заявлением о неправомерном их взимании. Отметим, что Экономический суд СНГ сейчас выполняет функции суда ЕврАзЭС, а с 1 июля будет также выполнять функции суда Таможенного союза.
Импортируемые Беларусью российские продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, стали облагаться вывозной таможенной пошлиной с 1 января 2010 года - на основании телетайпограммы первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы РФ Владимира Малинина.
Белорусская сторона обращает внимание, что международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также соглашения между Беларусью и Россией предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли без изъятий и ограничений. Единственное исключение - нефть, однако этот вопрос урегулирован подписанным в Москве 27 января соглашением (хотя оно и не устраивает белорусскую сторону, подчеркивает официальный Минск).
Беларусь с начала 2010 года пытается решить этот очень чувствительный для себя вопрос. До недавнего времени белорусские предприятия покупали без пошлин в России сырье для химической промышленности - параксилол, парафин технический, вазелин, минеральные воски и т. д. Теперь же с учетом пошлин их импорт стал фактически запретительным, что пошатнуло экономику предприятий.
Между тем белорусская сторона предполагала решить этот вопрос еще в феврале. Как заявила в начале марта представитель ГТК Беларуси Наталия Рынкевич, 27 января в Москве первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко и вице-премьер РФ Игорь Сечин помимо протокола по условиям поставок нефти подписали также протокол состоявшихся переговоров. В соответствии с ним российская сторона обязалась в феврале урегулировать вопросы, касающиеся беспошлинных поставок российских нефтепродуктов в Беларусь. Однако этого не сделала.
Посол России в Беларуси Александр Суриков на пресс-конференции 31 марта назвал иск Беларуси квалифицированной формой решения разногласий между странами. "Потому что были времена, еще не так давно, когда эти взаимоотношения почему-то переносились в медийную плоскость, которая ничего не решает, зато очень широко тиражирует", - сказал посол.
При этом он выразил сожаление, что Беларусь не присоединилась к процедуре рассмотрения дел в других международных судебных инстанциях, в частности в Стокгольмском арбитражном суде. "Это было бы лишь на пользу - не только во взаимоотношениях с нами, но и во взаимоотношениях белорусского бизнеса с партнерами по всему миру", - сказал А. Суриков.
Председатель Экономического суда СНГ Файзулло Абдуллоев сообщил ИТАР-ТАСС, что если это дело будет принято к производству, то в течение 10 дней нужно определиться о принятии этого иска, а потом дается 3 месяца на подготовку соответствующих действий. В общей сложности процесс занимает 6 месяцев.
Но если дело будет рассматриваться в рамках Таможенного союза, то возникает еще одна проблема: ведь статус суда ЕврАзЭС находится на проработке и пока не принят, поэтому до его вступления в силу Экономический суд СНГ не наделен соответствующей компетенцией в рассмотрении всех вопросов и споров.
В связи с этим требуется принять дополнительное соглашение между ЕврАзЭС и СНГ по возложению на Экономический суд СНГ необходимых полномочий, добавил Ф. Абдуллоев.
Справка "БР"
Экономический суд СНГ с 1994 года рассмотрел 98 дел, по которым вынесено 106 судебных актов. Всего за это время поступил 101 запрос о толковании и заявление по спорам. Исковые заявления по спорам поступали от правительств Беларуси, Казахстана, Молдовы, РФ, Таджикистана. В числе дел, рассмотренных Экономическим судом СНГ, 89,7% составляют дела о толковании применения соглашений, других актов Содружества и его институтов, по которым вынесено 59 решений и 22 консультативных заключения. Сейчас в производстве Экономического суда СНГ находятся 3 дела о толковании межгосударственных соглашений.
Экономический суд СНГ с 1994 года рассмотрел 98 дел, по которым вынесено 106 судебных актов. Всего за это время поступил 101 запрос о толковании и заявление по спорам. Исковые заявления по спорам поступали от правительств Беларуси, Казахстана, Молдовы, РФ, Таджикистана. В числе дел, рассмотренных Экономическим судом СНГ, 89,7% составляют дела о толковании применения соглашений, других актов Содружества и его институтов, по которым вынесено 59 решений и 22 консультативных заключения. Сейчас в производстве Экономического суда СНГ находятся 3 дела о толковании межгосударственных соглашений.