Лидеры спроса на рынке готового бизнеса - магазины, парикмахерские и солярии
01.04.2010 14:07
—
Новости Экономики
За первые три месяца 2010 года произошли серьезные изменения на рынке покупки-продажи готового бизнеса. Во-первых, в открытую, публичную продажу по состоянию на 1 апреля выставлено на продажу предприятий частной формы собственности на 66,2 млн долларов, что в 1,7 раза больше, чем на 1 января. В количественном выражении прирост составил 47%.
В предложенном анализе не учтены частные унитарные предприятия, предложенные на рынке стоимостью менее 1 тыс. долларов, т.к. эти предприятия юридически продать невозможно (они не зарегистрированы, как единый имущественный комплекс), а также не имеют собственных активов даже на заявленную сумму продажи.
В закрытой, не публичной продаже, по данным компании, находятся еще предприятия на сумму не менее 160 млн долларов. Анализировать будем только выставленные в открытую продажу.
Необходимо отметить, что за последние месяцы значительно выросло число продаваемых предприятий, владельцами которых являются граждане Испании, Великобритании, Германии, Литвы. Происходит процесс вывода инвестиций из страны.
На рынке продажи действующих предприятий в частном секторе экономики выставлено 14 предприятий оцененных владельцами по цене выше 1 млн долларов. При этом ценовая структура рынка продаж такова: 53% предприятий стоимостью до 50 тыс. долларов, 72% до 100 тыс. долларов. При этом средняя стоимость продаваемого бизнеса составила 245,4 тыс. долларов против 211,2 тыс. по состоянию на 1 января 2010 года. Более крупные предприятия стали официально выставляться на рынке.
Что сегодня в продаже:
Автомастерские, автосалоны, СТО, автомойки – всего 39 предприятий на сумму 8,9 млн долларов. Из них с правом собственности только 3 общества с ограниченной ответственностью. При доле на рынке продаж в 14,4% ими интересовались 17,9%. Количество СТО в продаже увеличилось за первый квартал 2010 года на 70%.
Аптеки, стоматологии, медицинские центры в количестве двух предприятий на сумму 60 тыс. долларов. При доле на рынке продаж в 0,74% ими интересовались 0,4% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. Если на аптеки существует устойчивый спрос, то желающих приобрести частные медицинские учреждения не так уж и много.
Магазины, павильоны, торговые площади, складские помещения в количестве 41-го предприятия на сумму 10,6 млн. долларов. Количество магазинов в продаже увеличилось на 32%. При доле на рынке продаж в 15,2% ими интересовались 6,5% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса.
Предприятия сферы услуг в количестве 40 предприятий на сумму 3,8 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 14,8% ими интересовались только 9,4% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. К предприятиям сферы услуг относятся: свадебные и компьютерные салоны, фитнес-клубы, игорные заведения, бани, сауны, рекламный бизнес, гостиничный бизнес.
Производства, заводы в количестве 54 предприятия на 31,6 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 20% ими интересовались 17% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. Количество предприятий, выставленных на продажу, увеличилось на 43%, в стоимостном выражении - на 63%.
Рестораны, кафе, бары, клубы в количестве 29 заведений, против 19 на 1 января 2010 г. на сумму 5,8 млн. долларов. При доле на рынке продаж в 10,7% ими интересовались 20,2% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса. Спрос значительно превышает предложение. Появились рестораны и кафе, находящиеся в собственности, как в Минске (что случается крайне редко), так и в других городах. Появились предложения об инвестировании в придорожные кафе.
Салоны красоты, парикмахерские, солярии в количестве 31 предприятия на сумму 1,7 млн. долларов. Выставлен салон парикмахерская, находящаяся в собственности. При доле на рынке продаж в 11,48% ими интересовались 20,0% от всех интересовавшихся приобретением бизнеса.
Строительство представлено количеством 17 предприятий или 6,3% от рынка продаж. Строительными фирмами интересовались только четыре процента из числа ищущих приобрести готовый бизнес. В условиях кризиса строительные компании не востребованы.
Транспортные компании в количестве 7 предприятий на сумму 374 тыс. долларов. При доле на рынке продаж в 2,6% ими интересовались 0,5% интересовавшихся приобретением бизнеса.
Приобрести бизнес в Беларуси проявляли желание представители 52 стран. Эта статистика очень любопытна. Из всех интересовавшихся доля граждан Российской Федерации составляет 38% против 57,6% в 2009 году, на втором месте Словения – 10%, далее Германия – 9% против 3,4% в 2009 году, Украина – 5,29%.
Следует отметить, что значительное снижение интереса приобрести бизнес в Беларуси наблюдается со стороны России и США и, наоборот, большую заинтересованность стали проявлять инвесторы из Словении, Украины, Казахстана, Швейцарии.
Из действующих предприятий, представленных на сайте "Ваша фирма.BY", наибольшей популярностью пользовались:
Парикмахерская на Якуба Коласа – 7,0 % от всех просмотров,
ООО с кафе в центральной части Минска – 6,1 %,
Кафе 2-й наценочной категории – 3,9 %,
СТО с автомойкой в собственность – 3,2 %,
Парикмахерская на улице Веры Хоружей 2,8 %,
Ресторан в центре Минска – 2,7 %.
Анализируя, что же сейчас реально продается, следует отметить магазины в центральной части Минска площадью от 80 до 280 м2, находящиеся на арендованных площадях; парикмахерские стоимостью от 25 до 40 тысяч, расположенные в центре города; продаются и покупаются солярии.
Важно отметить, что если в 2008 году соотношение продавцов к покупателям было 3:1, то теперь достигло рекордного уровня 15:1.