Готовится разгром Нацбанка?
Белорусские власти готовят разгром Нацбанка. Результатом административной победы в войне за влияние может стать экономический провал всей страны.
Об этом пишет в своем блоге экономист Сергей Чалый. По мнению эксперта, "Нацбанк - последний бастион рыночного экономического мышления среди наших экономичных властей. Результатом административной победы в войне за влияние может стать экономический провал всей страны".
Проблемы у Национальнога банка начались еще декабре прошлого года, когда туда нагрянула кадровая проверка, сообщает АФН. В течение трех месяцев сотрудники Нацбанка сдавали экзамен так называемой аттестационной комиссии, состоящей из десятка представителей администрации А.Лукашенко и по одному представителю Госконтроля и Минэкономики. Сотрудников Нацбанка тестировали на знание нормативки с такой же дотошностью, с какой в армии от срочников требуют знание устава - "длина шерсти сторожевой собаки не должна превышать…" и т.д.
Одновременно с проверкой в Нацбанк поступило распоряжение за подписью В.Макея с требованием к 1 февраля обеспечить омоложение кадрового состава НБ РБ на 30%. Позже этот срок сдвигался несколько раз. Итоги кадровой проверки и кампании по омоложению до сих пор не подведены. Зато в правлении главного банка страны образовалась тройная брешь: ранее в отставку были отправлены начальник управления монетарной политики и анализа Александр Лобанов и заместитель председателя правления Николай Кадушко, а 23 марта "на вольные хлеба" отправился замглавы Нацбанка Василий Матюшевский. Помимо этих отставок идет замена начальников управлений, отделов и т.д.
Правда, по мнению экспертов в банковской сфере, обеспечить омоложение на треть сегодня практически невозможно. В стране не хватает специалистов.
На днях оказалось, что первые лица Нацбанка, вместе с руководителями крупнейших белорусских банков, членами правительства страны и Администрации президента, могут быть втянуты в крупные финансовые махинации.
Как пишет "Ежедневник", схема заключалась в том, чтобы начать выдавать перерабатывающим предприятиям агропромышленного комплекса крупные кредиты под закупку продукции у сельхозпредприятий. Весь фокус заключался в том, что реально продукция не закупалась, но деньги перечислялись сельхозпредприятиям и сразу же изымались банками в счет погашения задолженности по прежним кредитам. В результате получалось, что банки, выдавая новые кредиты под фиктивные закупки, за счет их гасили старые и показывали хорошую отчетность. Более того, банки также получали из бюджета компенсацию части процентов по вновь выдаваемым кредитам.
Для реализации этой схемы были разработаны указы президента №333 от 13 июня 2008 года "О мерах по обеспечению закупки сельскохозяйственного сырья, ягод и грибов урожая 2008 года" и №386 от 21 июля 2009 года "О некоторых вопросах деятельности организаций, осуществляющих закупку продукции растениеводства урожая 2009 года и иной продукции и расчеты за нее". Именно эти документы и запустили всю схему. Сейчас ГУБОПиК МВД проверяет, насколько широко использовались в Беларуси данные указы и сколько выданных банками кредитов были фиктивными. Но в данном случае интереснее другое: кто из лоббировавших принятие данных документов знал их реальное назначение?
По предварительным данным, о реальной подоплеке указов знали и в Минсельхозпроде, и в Нацбанке, и в правительстве. Не знал только президент. И именно реакции главы государства на все эти безобразия сегодня опасаются больше всего.
По мнению Сергея Чалого, "следствие интересует не то, насколько законной была данная схема - а вполне возможно что никакого криминала нет".
- Следствие интересует, кто "знал". Ведь президент - "не знал"! Т.е. "преступление" состоит в обмане доверия первого лица, а за это в наших условиях оргвыводы делаются незамедлительно, и совсем необязательно - в случае реальных, а не выдуманных хищений. В общем "схватка бульдогов под ковром" стремительно ожесточается, - пишет экономист.
- Мы уже переживали нечто подобное этой схватке за Нацбанк - в 1995. Когда Тамара Винникова "победила" профессора Богданкевича в борьбе за кресло председателя. И тоже под флагом борьбы с неудобными "рыночниками". Результатом было полное разрушение системы денежно-кредитного обращения в 1997 году, - резюмирует Сергей Чалый.