Пошлины раздора
Наименее продвинулись переговорщики трех стран - членов Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана, в подготовке межгосударственного соглашения о ввозе товаров физическими лицами. Об этом с озабоченностью сообщил вчера журналистам директор сводного департамента анализа регулирования экономической деятельности минэкономразвития Алексей Лихачев.
А таких граждан, которые хотя бы раз в жизни, но могут столкнуться с таможенными процедурами, в Таможенном союзе почти 170 миллионов. Сейчас в России без уплаты таможенных пошлин граждане могут провозить товаров из-за границы не более чем на 65 тысяч рублей, в Белоруссии этот лимит ограничен тысячей евро. В Казахстане все зависит от группы товаров. С 1 июля 2010 года должны заработать новые правила свободного ввоза, вывоза и перемещения товаров по единой таможенной территории. А оформление товаров переместится на внешние границы Таможенного союза. И если общие правила к тому времени не заработают, это будет по меньшей мере "ужасно", считает Лихачев. Эксперты уже прогнозируют, что гражданам - физическим лицам из Белоруссии будет гораздо выгоднее ввозить товары для личного пользования через Россию, поскольку на 65 тысяч рублей можно провезти больше, чем на тысячу евро (сегодня это около 40 тысяч рублей). Это, говорят эксперты, может породить многочисленные лазейки и "серые схемы".
Не менее щекотливый вопрос по ввозу подержанных иномарок в Россию из Белоруссии, где они растаможиваются по низким пошлинам. Если не удастся склонить Минск за несколько оставшихся месяцев к переходу на единые повышенные пошлины, то останется один выход - запрещать таким автомобилям государственную регистрацию в России, чтобы они не стали предметом получения дополнительной прибыли. "Пусть эти иномарки остаются в обороте Белоруссии, но вся российская система будет выстроена так, чтобы пошлины для подержанных иномарок из третьих стран оставались прежними", - заключил Лихачев.
Между тем вчера уже на "круглом столе" в Совете Федерации председатель Постоянной комиссии Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам Вадим Попов ясно дал понять, что унификация импортных пошлин на легковые автомобили резко ухудшит положение белорусских потребителей. "Средняя цена иномарки для белоруса сейчас - 5-7 тысяч долларов. В случае унификации пошлины с российской эта цена вырастет для физических лиц в 2-3 раза".
Представитель минэкономразвития попытался развеять опасения, что правовая нормативная база Таможенного союза крайне молода и несовершенна. "Десятки документов уже ратифицированы с 2007 года, а это серьезный фундамент", - заявил Лихачев. Точки над "i" расставит 1 июля 2010 года. "В Таможенном союзе не должно быть никаких дополнительных "зеленых" коридорчиков и окошечек для экспорта товаров, и унифицированные правила оформления товаров будут прописаны в соответствующем межгосударственном соглашении", - пояснил Лихачев.
Подробнее об этих и других ключевых вопросах становления Таможенного союза пойдет, вероятно, речь и сегодня, на встрече главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной с предпринимательским сообществом, участниками внешнеторговых операций. Бизнес ждет от министра ответов на многочисленные вопросы. По словам Алексея Лихачева, главный риск, которого необходимо избежать в Таможенном союзе, это непредсказуемость условий для бизнеса. "Если хотя бы за месяц бизнесу становятся известны правила игры, это уже хорошо", - заметил чиновник. Поэтому 21 мая премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана, представляющие высшее руководство Таможенного союза, должны подписать основной массив межгосударственных соглашений, регулирующих поведение предпринимателей на единой таможенной территории. Это 16 документов. Например, один из них предусматривает создание с 1 июля 2010 года Третейского предпринимательского суда при Комиссии Таможенного союза. Если руководство союза делегирует комиссии соответствующие полномочия, то любой из бизнесменов трех стран вправе будет обращаться в Третейский суд с жалобами на ущемление своих прав, с предложениями, в том числе по корректировке пошлин.
На "круглом столе" в Совете Федерации круг возможных проблем обозначил замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. Он предупредил, что перенос транспортного контроля на внешние границы Таможенного союза чреват рисками для международных автоперевозчиков. "То, что считается правонарушением в России при международных перевозках, не является таковым для Беларуси, и наоборот", - пояснил Аристов. Свои замечания высказал и начальник аналитического отдела Федеральной таможенной службы Владимир Ивин. По его словам, ситуация, по сути, с многоуровневыми нормами "достаточно сложна и для применения предпринимателями, и для осознания сотрудниками таможни". Таможенный кодекс Таможенного союза, рассказал он, накопил уже свыше трех сотен отсылок к разного рода документам, начиная от межгосударственных соглашений и заканчивая ведомственными приказами различных национальных министерств и служб. Особенно сложно будет трактовать такое законодательство при судебных разбирательствах, считает Ивин. При этом таможенник чуть ли не умолял, к примеру, своих казахских коллег отказаться от мысли заполнять транзитные документы и прочие таможенные бланки на национальном языке. Казахстан в этом вопросе твердо отстаивает лингвистические интересы. Посол Республики Казахстан Заутбек Турисбеков попенял российским коллегам на то, что, создав Таможенный союз с Казахстаном, они оставили для его граждан максимальный срок пребывания без регистрации на своей территории в три дня. Тогда как для Украины, не члена Таможенного союза, этот срок сегодня составляет 90 дней.
Проблемы строительства пунктов пропуска на российско-казахстанском участке границы поднял заместитель руководителя Федерального агентства по обустройству госграницы РФ Владимир Гончаров. По его словам, в обозримом будущем такие пункты пропуска не понадобятся. Между тем в бюджете на их строительство заложены немалые деньги. "Сегодня мы построим эти пункты-пропуски, а завтра будем их сносить. Ситуация, согласитесь, нелепая", - недоумевал Гончаров.