Генпрокуратура хочет перекрыть чиновникам дорогу в бизнес
Деловое сообщество неоднозначно восприняло инициативу Генеральной прокуратуры запретить чиновникам в течение двух лет после ухода с госслужбы работать в сферах деятельности, которые были в зоне их ответственности.
С одной стороны, такое ограничение сыграет в пользу отечественного бизнеса. Вместе с тем эксперты полагают, что лучший вариант решения проблемы недобросовестной конкуренции — ежегодное декларирование чиновниками своих доходов и фактически полная прозрачность их финансовой деятельности.
Инициатор же введения ограничений считает свое предложение обоснованным. В Генпрокуратуре убеждены, что это предупредит возникновение у госслужащих желания вступать в неслужебные контакты с должностными лицами подведомственных (подконтрольных, поднадзорных и т.п.) организаций в целях последующего трудоустройства в эти организации.
В связи с этим Генпрокуратура предлагает включить в закон «О борьбе с коррупцией» отдельную статью, в соответствии с которой чиновникам будет запрещено в течение двух лет после прекращения государственной службы работать в коммерческих или некоммерческих организациях, если в течение последнего года государственной службы в отношении этих организаций или их должностных лиц он принимал решения или участвовал в принятии таких решений.
По мнению председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимира Карягина, такое изменение законодательства позволит эффективно бороться с разными коррупционными схемами.
«Если посмотреть на состав нынешних иностранных или совместных предприятий, то доля работающих в них бывших чиновников составляет примерно 50%. В процессе работы они хорошо ознакомились с инфраструктурой контролируемого бизнеса, им доверено множество конфиденциальной информации. А после ухода со службы они вдруг оказывается на стороне конкурентов нашей национальной экономики и являются проводниками в экономику разных группировок, финансово-промышленных групп».
Как отмечает эксперт, у государственных чиновников есть фактически неограниченные возможности для создания отечественному бизнесу препятствий в развитии. «Примерная коррупционная схема выглядит следующим образом. Например, начальник управления какого-то министерства ведет какой-то рынок, принимает агрессивную позицию в данном сегменте, а потом пересаживается в кресло конкурента, которому он уже успел расчистить дорогу. Затем, зная все ходы, бывший чиновник является проводником товарной продукции. То есть создаются условия для нечестной конкуренции».
Глава Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что можно было бы не вводить ограничение на трудоустройство бывших чиновников, «если бы они уходили работать в отечественный бизнес. Но они уходят в иностранный бизнес, более того, своими действиями препятствуют развитию отечественного бизнеса».
В свою очередь экономист Ярослав Романчук убежден, что решать проблемы коррупции надо не путем ограничений занятости чиновников после ухода с госслужбы.
«Нужна четкая прозрачность деятельности чиновников, введение ежегодного декларирования доходов, отчетов — где что взял вплоть до близких членов семьи. Кроме того, на мой взгляд, надо ввести в практику проведение выборочных проверок расходов чиновников, особенно тех, кто принимает ответственные имущественные решения. А после ухода с госслужбы он может работать, где захочет. После того как у него заканчивается контракт, он становится обыкновенным гражданином. Да, он нарабатывает имя, административный капитал. Но любые попытки ограничить его занятость после его ухода с госслужбы — это нарушение прав».
Генпрокуратура между тем собирается не только продвинуть идею о введении ограничений на трудоустройство бывших чиновников, но и как раз ввести для госслужащих институт декларирования доходов, имущества и частных интересов. «Государственное должностное лицо следует обязать декларировать денежные средства на банковских счетах, займы, выданные другим лицам, безвозмездно полученные услуги и другие», — считают в Генпрокуратуре.
Также Генпрокуратура предлагает ввести обязательное представление государственными должностными лицами деклараций в отношении супруга и несовершеннолетних детей независимо от места их проживания и ведения общего хозяйства.