Экономический суд СНГ — последняя инстанция для Минска?
Россия прекратит взимание экспортных пошлин на нефтепродукты, поступающие в Беларусь. Такое мнение «Белорусским новостям» высказал генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. «Претензии Беларуси к России по поводу необоснованного взимания пошлины на нефтепродукты вполне обоснованы. Но эта проблема будет решена в ближайшее время. Думаю, в конце года мы точно позабудем обо всех этих вопросах», — убежден эксперт.
Напомним, 25 марта Министерство юстиции Беларуси направило в Экономический суд СНГ исковое заявление по вопросу правомерности взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемые из России в Беларусь.
Как говорится в сообщении пресс-службы Минюста, международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также соглашения между Беларусью и Россией предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли, за исключением сырой нефти.
Вместе с тем с 1 января 2010 года продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье для белорусских предприятий, поставляемые из России в Беларусь, облагаются вывозной таможенной пошлиной.
«На неоднократные обращения белорусской стороны за объяснением правовых оснований подобных действий внятных ответов от российской стороны до сих пор не получено, — отмечает Минюст. — Между тем, применение вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти серьезно затруднило, а по отдельным позициям — привело к полному прекращению поставок таких нефтепродуктов на нефтехимические предприятия Беларуси. По сути это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Республики Беларусь, имеющих тесные кооперационные связи в том числе и с аналогичными предприятиями Российской Федерации».
По мнению Рустама Танкаева, «надо учитывать, что изменились правила игры. Существует определенный набор правил и документов, которые сами по себе законами не являются, но регулируют конкретные детали взаимоотношений сторон в осуществлении ими хозяйственной деятельности. И сейчас возникла ситуация, затрагивающая подобные вопросы, но под ситуацию пока не успели подстроить подзаконные акты. Думаю, что в перспективе на нефтепродукты, которые будут поставляться в Беларусь из России, пошлина взиматься не будет. Для этого нет причин. Это противоречит духу и букве создаваемого Единого таможенного пространства».
В свою очередь экономист Леонид Злотников подчеркнул, что «когда создается зона свободной торговли или таможенный союз, то это не значит, что сразу же все меняется. Когда в начале 90-х была создана зона свободной торговли между Канадой, США и Мексикой, то в течение 10-15 лет между странами действовал ряд старых правил, касающихся экономического взаимодействия».
На взгляд эксперта, «и в перспективе не стоит ожидать полной отмены всех пошлин между Беларусью, Россией и Казахстаном. Из заявлений официальных лиц становится понятно, что защитные пошлины страны-участницы Таможенного союза еще долго будут сохранять. И никакой суд здесь не поможет. К тому же Россия не допустит проигрыша в суде, а если и проиграет, то Беларуси от этого, может быть, будет еще хуже».
Сложившаяся сегодня ситуация не выглядит радужной. В 2009 году Беларусь импортировала из России свыше 3 млн. тонн нефтепродуктов. При этом все поставки осуществлялись беспошлинно. С 1 января 2010 года Россия стала взимать 100% пошлину. По данным Белстат, только в январе текущего года импорт нефтепродуктов из России упал почти на 60% по сравнению с январем прошлого года. Общий объем закупок едва превысил 100 тысяч тонн.
Если в январе-ноябре 2009-го средняя цена импорта нефтепродуктов составляла 338 долларов, то за январь 2010-го она выросла до 460 долларов. По сравнению с январем 2009 года средняя цена увеличилась на 82,9%. О том, что цены на импортируемые нефтепродукты (и, соответственно, затраты Беларуси) могут расти и дальше, свидетельствуют расчеты российских экспертов. По их оценкам, уже в апреле пошлина на светлые нефтепродукты может увеличиться на 100 долларов (со 183,2 до 193,5 доллара за тонну), на темные — почти на 6 долларов (с 98,7 до 104 долларов за тонну).
Из-за изменения механизма ввоза нефти и нефтепродуктов работа на белорусском рынке стала убыточной. В январе рентабельность белорусских НПЗ, по данным Белстата, составила рекордные минус 22,3%, а убытки — 100 млн. долларов. Российские нефтяные компании также оказались в проигрыше. Это отразилось и на работе белорусских предприятий нефтехимической отрасли. С одной стороны, российские компании прекратили давальческую переработку нефтехимического сырья, с другой — нефтехимические предприятия сократили примерно в два раза за январь-февраль этого года объем закупки сырья.
В денежном выражении объем производства предприятий нефтехимической отрасли за два месяца вырос на 19% по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем, если в январе предприятия произвели продукции на 319,7 млрд. рублей, то в феврале объем производства сократился в 1,5 раза — до 171,2 млрд. рублей.
Остановить дальнейшую работу нефтехимических предприятий в убыток Беларусь намерена с помощью Экономического суда СНГ. Замминистра юстиции Игорь Тушинский даже не исключил возможности обращения белорусских предприятий, понесших ущерб от действий российской стороны, в судебные органы за защитой своих имущественных интересов.
Замминистра заметил, что в статуте Экономического суда записано, что он выносит рекомендации, которые государства обязаны выполнять. И белорусская сторона убеждена, что решения Экономического суда обязательны для исполнения и истцом, и ответчиком.
Хотя, как заявил «Русской службе новостей» заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, даже обратившись в Экономический суд СНГ, у Беларуси мало шансов на победу. «Их будут отсылать к Таможенному союзу, а в Таможенном союзе будет сказано, что это не предмет сегодняшнего Таможенного союза, а предмет будущих договоренностей. Судья будет руководствоваться такими же соображениями — что это проблема парных договоренностей Беларуси и России», — уверен И.Грачев.
Показательным в этом отношении является и заявление заместителя министра юстиции Молдовы Олега Ефрима, сделанное в декабре 2009 года. Он заявил, что решением молдавского парламента республика выходит из Экономического суда СНГ, так как он не играет какой-либо решающей роли для разрешения правовых споров республики на территории Содружества.