Тур за халявой
Популярные латиноамериканские мыльные оперы на минувшей неделе обогатились новым сюжетом - о визите Лукашенко в Венесуэлу и Бразилию. Причем одни и те же «серии» БТ повторяло по несколько раз, вбивая в голову доверчивому телезрителю версию о невиданном внешнеполитическом прорыве. Не подкрепленную, впрочем, убедительными фактами.
23 марта телеканалы, подводя итоги визита, еще раз показали все картинки с некоторыми новыми комментариями. Основной их смысл сводился к нехитрому постулату: Александр Лукашенко второй раз вслед за Колумбом открыл Америку. Теперь, благодаря венесуэльской нефти, мы заживем богато и счастливо, а Беларусь едва ли не сравняется с великими державами по значимости в регионе. «Традиционно за влияние в Латинской Америке боролись колониальные, а потом и современные супердержавы. И теперь на американском рынке появился новый игрок - Беларусь» (телеканал «Первый» 21 марта). «Поставка нефти из Венесуэлы меняет соотношение сил в регионе» (телеканал ОНТ 23 марта). Надо полагать, речь идет о регионе Восточной Европы.
И, конечно же, самый важный итог - утерли нос строптивой России. Телеканал «Первый» 21 марта сообщил, что теперь Венесуэла для Беларуси стала альтернативой РФ. И даже на самом венесуэльском рынке наша маленькая страна обставила большую Россию, заняла рынки и оставила российские кампании у разбитого корыта.
Сам Лукашенко, рассказывая о будущих поставках венесуэльской нефти в Беларусь, с пафосом заявил: «Венесуэла впервые выходит со своей нефтью в Европу». Это неправда. Венесуэльскую нефть закупала Литва на Мажекяйский НПЗ в 2006 году, но быстро отказалась по причине нерентабельности. Были и другие случаи.
Теперь обратимся к реальным итогам визита. Когда пытаешься осмыслить информацию о грандиозных планах по освоению Беларусью венесуэльской экономики (строительство четырех заводов, добыча газа и пр.), то создается впечатление, что нечто подобное уже слышал раньше. И действительно, все эти прожекты обсуждались во время предыдущего визита Лукашенко в Венесуэлу в декабре 2007 года. Однако планы и реальность разошлись. Единственный большой проект, который удалось реализовать - это нефтедобыча с участием (40%) Беларуси. Если продавать добытую нефть на географически близком американском рынке, то в будущем можно получить реальный доход. Пока же - одни расходы.
Венесуэльский визит подтверждает тенденцию последних лет: политика у Лукашенко идет впереди экономики. Не удается осуществить экономическую экспансию в страны третьего мира на чисто коммерческой основе - белорусское руководство пытается использовать политические рычаги. Потому в друзьях официального Минска - сплошь относительно богатые государства с политически и идейно близкими режимами. Вот на платформе словесного противостояния империалистическому Западу и строятся экономические проекты. Примеры - сотрудничество с Китаем, Ираном, Венесуэлой.
Сама идея использовать общность идеологии и политических целей для получения экономических дивидендов стара как мир. Во времена «холодной войны» многие страны третьего мира кормились от помощи СССР, умело манипулируя социалистическими лозунгами. Собственно, на этой идее была построена и вся конструкция белорусско-российской интеграции. И когда на мировом политическом горизонте появился новый пламенный революционер Уго Чавес, в Минске решили, что этим обстоятельством грех не воспользоваться. Удалось же Фиделю Кастро развести на бабки своего нового друга Уго. Венесуэла снабжает Кубу нефтью по смешной цене. А чем Беларусь хуже?
Конечно, дай Бог, чтобы эти грандиозные планы, о которых несколько последних дней вещали все белорусские государственные СМИ, реализовались. Однако в пасторальных телекартинках о белорусских нефтяных вышках, белорусских агрогородках на фоне гор, белорусских тракторах, бороздящих плодородные нивы Венесуэльщины, есть некий легкий налет постмодернизма.
Дело даже не в разделяющем наши государства расстоянии, хоть и это важно. Из комментариев официальных лиц следует, что реальная отдача от заявленных проектов появится через 4-5 лет. Но чтобы эти проекты заработали, уже сегодня от белорусских партнеров требуются капиталовложения. А что вкладывать? Экономика Беларуси сама остро нуждается в деньгах. Руководство страны с ног сбилось в поисках внешних кредитов, чтобы закрыть многочисленные бреши.
Да и стоит ли вкладывать вообще, даже будь такая возможность? Политическая дружба - довольно зыбкая почва для долгосрочных экономических проектов. Коммерческие интересы - надежнее. Вот рухнул СССР, и некоторые политические союзники типа Кубы покатились в экономическую пропасть. Поменял Кремль отношение к Беларуси, отказался от прежних субсидий - здравствуйте, бюджетные проблемы. А если Уго Чавес проиграет президентские выборы? Сейчас он прогнал американские нефтяные компании и пригласил белорусов. Не поступит ли так же с белорусами новый президент?
И еще один момент. Поскольку сейчас в белорусско-венесуэльских отношениях политика превалирует над экономикой, то и все проекты подгоняются под политическую целесообразность. Экономический расчет подменяется пропагандистской трескотней. Стороны обмениваются политическими подарками, никто не считает коммерческой выгоды. Показательный пример - поставки венесуэльской нефти в Беларусь. Телеканалы сообщают: «политическое решение принято, а специалистам предстоит определить практические схемы поставок нефти». Во всем мире происходит наоборот: сначала считают коммерческую выгоду, а только затем принимают политическое решение.
А затем первоначальная несуразица разрастается в большой абсурд, в котором на «детали» уже не обращают внимания. Скажем, телеканалы сообщили, что венесуэльская нефть придет в Беларусь уже в мае через Одессу по нефтепроводу Одесса-Броды (телеканал «Первый» 18 марта). Телепропагандисты не оказались не в курсе, что сейчас нефтепровод Одесса-Броды работает в обратном направлении. И для того, чтобы через него поставлять венесуэльскую нефть в Беларусь (повернуть поток вспять), нужно не только политическое решение руководства Украины, но и строительство перемычки до Мозырского НПЗ. Тут понадобятся время и немалые деньги.
Об экономической рентабельности «нефтяного» проекта его реализаторы молчат вообще. Почему? Если переработка российской нефти, поставляемой по трубам, стала экономически невыгодна, что говорить о венесуэльской нефти, доставка которой, несомненно, будет в разы дороже.
Поставкой нефти будет заниматься белорусско-венесуэльское совместное предприятие, в котором доля Венесуэлы составит 75%, а Беларуси - 25%. Иначе говоря, основные убытки авантюрного проекта берет на себя Каракас. Но с другой стороны, если основные затраты по поставкам нефти возьмут на себя венесуэльцы, то и полученные после ее переработки на Мозырском НПЗ нефтепродукты, которые собираются продавать в Европу, будут в том же соотношении венесуэльскими. Тогда в чем выгода Беларуси?
Самое интересное здесь - это политическая философия белорусского руководства. Заканчивается российская халява. Казалось бы, логический вывод из этого печального обстоятельства должен быть такой: надо создавать жизнеспособную экономику, чтобы она могла выживать без внешних субсидий. Ан нет. Вывод сделан другой. Нужно найти новую халяву. Не получилось разводить на бабки Путина, давай попробуем это сделать с Чавесом. И весь смысл пропагандистского шоу на белорусских телеканалах сводится к одному: Эврика, получилось.