Нацбанк Беларуси определил основания для проведения внеплановых проверок
24.03.2010 11:49
—
Новости Экономики
Национальный банк Беларуси определил основания для проведения им внеплановых проверок, передает корреспондент БЕЛТА.
Это предусмотрено постановлением правления Нацбанка от 19 марта 2010 года №66 "Об основаниях назначения Национальным банком Республики Беларусь внеплановых проверок". Документ принят в целях приведения нормативных правовых актов Национального банка, регламентирующих осуществление им проверочной деятельности, в соответствие с указом Президента Беларуси от 16 октября 2009 года №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Помимо оснований, предусмотренных указом, по которым Нацбанком могут быть назначены внеплановые проверки банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, постановлением предусмотрены иные основания назначения проверок в целях проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе.
Так, внеплановые проверки по вопросам организации наличного денежного обращения необходимы для оперативного принятия решений при обнаружении в ходе анализа отчета о кассовых оборотах банков существенного изменения в структуре поступлений (выдач) наличных денег в банках, произошедшего без видимых причин, в целях своевременного пресечения незаконного обналичивания средств и, соответственно, сокращения наличного денежного оборота, выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, которые являются существенными факторами операционного риска.
Внеплановые проверки, назначаемые в случае систематических сбоев в функционировании программно-технических комплексов и автоматизированных систем банка, которые являются серьезным фактором операционного риска, нацелены на предотвращение нарушений в работе платежной системы, а также на уменьшение вероятности проявления в ней системного риска.
Необходимость проведения внеплановых проверок имеющихся у банка технических возможностей для осуществления банковских операций продиктована тем, что наличие таких возможностей является обязательным условием принятия одного из следующих решений - о государственной регистрации банка и лицензировании банковской деятельности, о выдаче согласия Национального банка на создание филиала (отделения) банка либо о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданном банку специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности. Требования о необходимости проверки указанных технических возможностей основываются на нормах статей 80, 86 и 95 Банковского кодекса, а также принятых во исполнение указанных в них положений нормативных правовых актов Национального банка.
При принятии решений в рамках банковского надзора Национальному банку необходимо обладать достоверной информацией о деятельности банка, юридического лица, не являющегося банком и признаваемым входящим в состав банковского холдинга, а также при необходимости иметь возможность провести проверку достоверности представленной информации.
Проведение таких проверок предусмотрено частями второй и пятой статьи 97 Банковского кодекса при решении вопроса о восстановлении действия приостановленной лицензии либо при восстановлении лицензионных полномочий банка, после отзыва лицензии в части осуществления отдельных банковских операций.
Кроме того, Национальный банк вправе в случаях, предусмотренных статьями 97 и 134 Банковского кодекса, отзывать лицензию, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, приостанавливать ее действие либо применить меры воздействия к банку, юридическому лицу, не являющимся банком и признаваемым входящим в состав банковского холдинга, при нарушении ими установленных требований к порядку, срокам предоставления отчетности и (или) иной информации, а также к их достоверности.
Также Национальный банк имеет право на проведение внеплановой проверки по вопросу установления причин непредставления, несвоевременного представления либо представления недостоверной и (или) представленной не в полном объеме отчетности или иной информации, а также для получения сведений, необходимых для осуществления надзорных функций.
Это предусмотрено постановлением правления Нацбанка от 19 марта 2010 года №66 "Об основаниях назначения Национальным банком Республики Беларусь внеплановых проверок". Документ принят в целях приведения нормативных правовых актов Национального банка, регламентирующих осуществление им проверочной деятельности, в соответствие с указом Президента Беларуси от 16 октября 2009 года №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
Помимо оснований, предусмотренных указом, по которым Нацбанком могут быть назначены внеплановые проверки банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, постановлением предусмотрены иные основания назначения проверок в целях проведения надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе.
Так, внеплановые проверки по вопросам организации наличного денежного обращения необходимы для оперативного принятия решений при обнаружении в ходе анализа отчета о кассовых оборотах банков существенного изменения в структуре поступлений (выдач) наличных денег в банках, произошедшего без видимых причин, в целях своевременного пресечения незаконного обналичивания средств и, соответственно, сокращения наличного денежного оборота, выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, которые являются существенными факторами операционного риска.
Внеплановые проверки, назначаемые в случае систематических сбоев в функционировании программно-технических комплексов и автоматизированных систем банка, которые являются серьезным фактором операционного риска, нацелены на предотвращение нарушений в работе платежной системы, а также на уменьшение вероятности проявления в ней системного риска.
Необходимость проведения внеплановых проверок имеющихся у банка технических возможностей для осуществления банковских операций продиктована тем, что наличие таких возможностей является обязательным условием принятия одного из следующих решений - о государственной регистрации банка и лицензировании банковской деятельности, о выдаче согласия Национального банка на создание филиала (отделения) банка либо о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданном банку специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности. Требования о необходимости проверки указанных технических возможностей основываются на нормах статей 80, 86 и 95 Банковского кодекса, а также принятых во исполнение указанных в них положений нормативных правовых актов Национального банка.
При принятии решений в рамках банковского надзора Национальному банку необходимо обладать достоверной информацией о деятельности банка, юридического лица, не являющегося банком и признаваемым входящим в состав банковского холдинга, а также при необходимости иметь возможность провести проверку достоверности представленной информации.
Проведение таких проверок предусмотрено частями второй и пятой статьи 97 Банковского кодекса при решении вопроса о восстановлении действия приостановленной лицензии либо при восстановлении лицензионных полномочий банка, после отзыва лицензии в части осуществления отдельных банковских операций.
Кроме того, Национальный банк вправе в случаях, предусмотренных статьями 97 и 134 Банковского кодекса, отзывать лицензию, в том числе в части осуществления отдельных банковских операций, приостанавливать ее действие либо применить меры воздействия к банку, юридическому лицу, не являющимся банком и признаваемым входящим в состав банковского холдинга, при нарушении ими установленных требований к порядку, срокам предоставления отчетности и (или) иной информации, а также к их достоверности.
Также Национальный банк имеет право на проведение внеплановой проверки по вопросу установления причин непредставления, несвоевременного представления либо представления недостоверной и (или) представленной не в полном объеме отчетности или иной информации, а также для получения сведений, необходимых для осуществления надзорных функций.