Эти дьявольские «444»
На текущий год президентом поставлена задача - достичь средней заработной платы, эквивалентной USD 500. К выполнению решительно приступили на местах.
Председатель Витебского облисполкома Александр Косинец поспешил заявить, что «высокий уровень средней зарплаты - главный показатель экономического развития региона». Правда, тут он допустил терминологическую неточность, поскольку руководит областью, а таких административно-территориальных единиц, как регионы, у нас пока нет. Но не в этом суть. А суть в том, что по причине «последствий мирового финансового кризиса» в прошлом году практически все без исключения показатели социально-экономического развития не были достигнуты ни одной из областей и, соответственно, всей страной в целом. Проще было бы сказать: провалено все. Но даже на этом фоне особенно кошмарной выглядит состояние внешней торговли. При резком падении объемов экспорта и импорта отрицательное сальдо все равно возросло.
Валютной выручки перестало хватать даже для закупки факторов производства, необходимых для поддержания промышленных предприятий в рабочем состоянии. Могут возразить: это не так, или, по крайней мере, не совсем так. Не станем спорить, ибо на деле все еще хуже.
Только приняв эту посылку в качестве исходной, можно понять логику руководства страны, которое на текущий год заложило такие темпы роста, что… До сих пор лучшим показателем считалось увеличение объема ВВП на 11,7% (при, понятно, сопоставимых темпах роста промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и сферы услуг). Но на нынешнем этапе от запланированных темпов просто дух захватывает. Вот план по Витебской области, озвученный Александром Косинцом через рупор БелТА: «В частности, предусматривается увеличение производства промышленной продукции в сопоставимых ценах не менее чем на 25% по сравнению с 2009 годом, потребительских товаров - на 30%, продукции сельского хозяйства в сельхозорганизациях - на 30%, розничного товарооборота - на 30%, платных услуг - на 80%, инвестиций в основной капитал (за исключением организаций, подчиненных республиканским органам госуправления) - на 30%, экспорта товаров и услуг - на 50%. Положительное сальдо внешней торговли товарами должно составить 150 млн., услугами - 100 млн. долларов».
Могилевский коллега г-на Косинца Петр Рудник задачу необузданного роста народного благосостояния разбил на этапы. В руководимой им области по итогам первого квартала не должно остаться ни одной организации со средней зарплатой ниже 200 долларов в эквиваленте. По его словам, такая задача поставлена перед всеми заинтересованными структурами, службами и ведомствами. «Мы должны выполнять взятые на себя обязательства по повышению качества жизни и улучшению благосостояния населения. Следующий этап - преодоление 300-долларового рубежа. А к концу года область должна выйти на среднюю заработную плату согласно заданию правительства не менее 444 долларов в эквиваленте».
В этой связи смущает, с одной стороны, точность расчетов (444 и ни цента меньше), с другой - загадочная символика: все знают, что такое «666», «777», а вот над «444» приходится голову ломать. К тому же обещали 500. Хотя, видимо, не всем и не для всех.
Пока же не выходит ни по стране, ни по отраслям, ни по хозяйствам. По официальным данным, в январе текущего года реальные денежные доходы населения не достигли ежемесячной «планки роста» в 14-15%, ограничившись скромными 4,9%. Что касается собственно зарплаты, то в целом по стране номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-феврале т.г. составила BYR 1.007,6 тыс, в том числе в феврале - BYR 1.016,4 тыс, что на 1,6% (на BYR 16,4 тыс) больше по сравнению с январем 2010 г. Реальная зарплата (рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-феврале увеличилась на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. В феврале т.г. по сравнению с январем этот показатель возрос на 1,1%.
В феврале средняя заработная плата по Беларуси составила 344,54 у.е.
По результатам февраля «эквивалентный» зарплатный рейтинг областей и Минска выглядит так: Минск - USD 466,3, Гомельская область - USD 331, Минская область - USD 327,8, Гродненская область - USD 309,5, Брестская область - USD 305, Витебская область - USD 303,3, Могилевская - USD 301,1. Если от абсолютных величин перейти к относительным, избрав в качестве исходного «базовый» эквивалент работников Витебской области (444 = 1), то получим следующую картину: Минск - 1,54; Гомельская область - 1,09; Минская область - 1,08; Гродненская область - 1,02; Брестская область - 1,005, Витебская область - 1,0; Могилевская - 0,99.
Поскольку территориальную дифференциацию заработной платы можно считать достаточно устойчивой, а применительно к решению поставленной задачей избранными методами (простой раздачей денег, хотя не исключены варианты и выплаты зарплаты продукцией) - жесткой и надежной, то с учетом обещанных к концу года USD 444 долларов витебским работникам «эквивалентная» зарплата в Минске должна к концу года достичь USD 683,7, в Гомельской области - USD 483,9, в Минской области - USD 479,5, в Гродненской области - USD 452,8, в Брестской области - USD 444,8, в Могилевской области - USD 439,5.
Итак - если без обмана - то средний минчанин в декабре 2010 г. должен получить на USD 211,3 больше, могилевчанин - на USD 134,5 и т.д. Прибавки весомые в индивидуальном плане, а в масштабах экономики - огромные. Где их взять, если, подчеркнем, покамест (на носу конец первого квартала) практически ни один из прогнозов социально-экономического развития не выполняется.
В Могилевской области на 1 февраля насчитывалось 368 организаций с заработной платой ниже USD 200 (более трети из них сельхозорганизации). Чтобы исправить положение, по словам Петра Рудника, «нужно экономить не на заработной плате, а на снижении материальных затрат. По подсчетам специалистов, если в отрасли машиностроения области такая экономия составит всего 4%, то это позволит повысить заработную плату до 500 долларов в эквиваленте, а в регионе есть предприятия, где материальные затраты составляют до 70% в себестоимости продукции». Но ведь более трети низкооплачиваемых предприятий - это сельхозорганизации. У них совершенно иная структура себестоимости, нежели в машиностроении. К тому же в сельскохозяйственное производство является сезонным по своему характеру и потому пика в объемах достигает в период уборки урожая. А сейчас переживает своеобразную паузу перед началом сева, в течение которой производство может даже сокращаться. Откуда взять деньги для выполнения задания по доведению средней зарплаты до нужной величины? В других отраслях снижение материальных затрат (имеется в виду ресурсоемкость продукции) легко осуществляется при наращивании объемов производства. А при низких темпах валового роста или даже падении объемов ресурсоемкость продукции по понятным причинам только растет.
Короче, куда не кинь - всюду клин. Нет в настоящее время в экономике ни резонов, ни источников для такого колоссального увеличения заработной платы. Но надо найти. Не потому, что обещано - потому обещано, что надо. Надо выполнить 5-летнюю программу социально-экономического развития, где эти 500 у.е. были фигурировать в качестве зримого и ощутимого итога. В противном случае невозможно будет принять еще более амбициозную 5-летнюю программу на очередном Всебелорусском собрании, которым откроют очередной цикл устойчивого развития страны под водительством нынешнего чрезвычайно устойчивого президента.
В таких ситуациях императрица Екатерина Великая заявляла: иного способа я нужным не нахожу. И заставляла финансировать государственные нужды купчишек да ростовщиков. У нас, похоже, произойдет то же самое. Дорожка правительства к банкам - это как тропинка к пивной в лесопарковой зоне. Судите сами. За январь т.г. население получило BYR 6,9 трлн доходов, из них - BYR 3,9 трлн в виде заработной платы. Но очень значительная часть этой зарплаты не заработана, а выдана под обязательство предприятий исправить положение. А те в ответ выдали повышенные обязательства, которые выполнять не спешат, потому как не могут.
Но они охотно берут деньги в банках на выдачу зарплаты. Банки, вероятно, не столь охотно деньги дают. В итоге задолженность по кредитам и займам на получение заработной платы уже достигла без малого BYR 1 трлн, то есть 1/4 от средств, полученных в качестве зарплаты. Что касается машиностроения, где, по мнению г-на Рудника, имеются колоссальные возможности увеличивать заработки за счет экономии ресурсов, то сумма задолженности по этой статье уже достигла 1,5 месячного фонда заработной платы. Если они что и сэкономят, то все сэкономленное вкупе с заработанным нужно будет вернуть кредиторам.