Показательная альтернатива

Источник материала:  
23.03.2010 02:49 — Новости Экономики

В соответствии с Концепцией энергобезопасности Беларусь уже к 2010 году должна была иметь около 4,3 млн. т альтернативной нефти - примерно 20% от загрузки белорусских НПЗ в последние годы. О поставках такого количества нефти из Венесуэлы до кона 2010г. договорился Лукашенко с Чавесом.

Поиском нефтяной альтернативы в Минске озаботились  вслед за обострением отношений  с Россией в 2007 году, когда та приняла  решение ограничить нефтедотации союзнику и перешла на новые условия  поставок нефти в Беларусь. «Вопросы альтернативных источников поставки нефти должны быть решены, как кровь из носа. Без этого невозможно обеспечить не только ритмичную работу, но даже производственную безопасность наших нефтеперерабатывающих предприятий», - подчеркнул Александр Лукашенко 23 января 2007 года в Новополоцке на совещании с правительством. Белорусский президент заявил, что если Россия не согласна поставлять нефть на приемлемых для Беларуси условиях, то «давайте выходить на серьезные проекты и решать эти вопросы вплоть до прокладки новых труб к портам, где мы будем покупать нефть, но на колени нас ставить никто не будет».
Тема диверсификация импорта нефти стала в 2007 году одной из главных послания А. Лукашенко  к белорусскому народу и Национальному  собранию. Экономика страны не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов, заявил А. Лукашенко, - «сейчас это слишком рискованно».
В русле этой задачи нефтяники отрабатывали возможность  поставить до конца 2007 года на НПЗ  первые пробные партии альтернативной нефти. Предполагалось, что это будут танкерные партии нефти в объеме около 100 тыс. т за одну поставку. Тогда шла речь о том, что нефть морским путем будет доставлена, скорее всего, в Вентспилсский порт, а оттуда по железной дороге - в Беларусь. Причем, тода в концерне «Белнефтехим» заявили, что это будет не венесуэльская нефть, поскольку она «тяжелая» и не совсем соответствует технологическим возможностям отечественных НПЗ. В то время концерн собирался закупить ливийскую нефть, чтобы в процессе переработки смешивать ее с российской.
Однако ни в 2007 году, ни спустя два года этот замысел  так и не был реализован.
Чиновники всегда подчеркивали, что диверсифицировать  закупки нефти Беларусь будет  только «в случае экономической целесообразности». Как можно предположить, в течение этого времени «экономическая целесообразность» не просматривалась, коль ни одной тонны альтернативной нефти в Беларусь не было поставлено.
Но в соответствии с подписанным 17 марта в Каракасе соглашением уже в мае этого  года в Беларусь будет поставлена экспериментальная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. т. При этом заявлено, что в перспективе экспорт в течение года может быть увеличен до 4 млн. т.
Пробная партия нефти пойдет через Одесский порт (Украина) и будет переработана на Мозырском НПЗ. С этой целью в течение 2 месяцев планируется создать совместное белорусско-венесуэльское предприятие по поставкам нефти, в котором 75% акций будут принадлежать Венесуэле, 25% - Беларуси. Именно это СП и будет нести все коммерческие риски при поставке пробной партии нефти в Беларусь, а также развития дальнейшего бизнеса в Беларуси. Время покажет, что будет дальше: ограничится ли предприятие экспериментальной партией или станет развивать свой бизнес.
Пока к данному  проекту слишком много вопросов. Почему для экспериментальной поставки выбрана транспортировка по более длинному маршруту, а не через прибалтийские порты и совсем небольшая партия в 80 тыс.т? Специалисты отмечают, что на такие длинные расстояния нефть выгодно возить только супертанкерами (200-300 тыс. т). К тому же, осуществлять прямые поставки из Венесуэлы неразумно - более эффективно поставлять по соглашению о встречных ограниченных поставках (СВОП).
Что же экономической  составляющей данного проекта, то она  с учетом всех стандартных условий и стандартной цены поставок по-прежнему сомнительна.
Ведь совсем недавно, в начале марта этого  года, Венесуэла уже собиралась направить  в Беларусь первый груз сырой нефти  объемом около 500 тыс. баррелей (около 70 тыс. т). Как отметил посол Венесуэлы Америко Диас Нуньес, танкер стоит на приколе и «готов двинуться в сторону Беларуси в любой момент». Минск так и не дал нужного «сигнала» танкеру: «Нафтан», просчитав все издержки, не увидел экономической целесообразности в импорте венесуэльской нефти.
Вывод один: объявленная  пробная поставка нефти в Беларусь будет реализована по особой демпинговой  схеме. Венесуэла страна славится своими механизмами экономической взаимопомощи странам со схожими политическими  ориентациями. В частности, Венесуэла поставляет дешевую нефть на Кубу в обмен на услуги врачей, учителей, в также в Никарагуа.
Поскольку Беларусь заявила о реализации в Венесуэле  ряда проектов в строительной сфере, газификации и т. д., подобного  рода формы взаимоотношений, присущих социализму, в данном случае возможны. Тем более, как следует отметить, что если СП и заработает какую-то прибыль, то львиная часть ее достанется венесуэльской стороне (ее доля в СП -75%).
Но это пока лишь предположения. Стоит ли овчинка  выделки, можно будет судить лишь после того, как это СП привезет нефть в Мозырь, переработает ее и продаст нефтепродукты.
По словам первого  вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, на этой поставке будет отработана дальнейшая технология транспортировки  нефти из Венесуэлы. При этом он не исключил, что в дальнейшем поставки венесуэльской нефти в Беларусь возможны по трубопроводу. Как отметил В. Семашко, рассматривается вариант ее транспортировки с балтийского порта, поскольку такой маршрут короче. «Данная тема тоже обсуждалась, но на это требуется время», - сказал он.
Следует отметить, что «Белоруснефть» за 3 года работы в Венесуэле заработало всего  лишь 105 млн. USD прибыли. По имеющимся  данным, за счет этой прибыли белорусское  предприятие формирует свою долю в СП. При этом оно пока лишь наполовину выплатило так называемые бонусы за разработку месторождений в Венесуэле.
Сейчас СП добывает около 1 млн. т нефти в год - примерно 15 тыс.баррелей в сутки (чуть больше 2 тыс. тонн), задача - добавить к этому  объему еще 5 тыс. баррелей, отметил недавно президент Венесуэлы Уго Чавес. Причем, 60% принадлежит национальной нефтяной компании Венесуэлы и 40% - «Белоруснефти». Таким образом, пока собственная доля белорусской нефти в Венесуэле всего лишь около 400 тыс. т в год - примерно на 13 суток работы одному отечественному НПЗ.
Между тем, В. Семашко  во время недавнего визита в Венесуэлу  заявил, что в ближайшие годы стоит  задача выйти как минимум на 10 млн. т добычи нефти в год. «Беларусь  сегодня импортирует 21,5 млн. т нефти  и на этом фоне 10 млн. т очень значимая цифра», - сказал он.
Увеличение объемов  добычи нефти до заявленного масштаба потребует огромных денег. Министр  энергетики и нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэль Рамирес в  декабре 2009 года сообщил, что Беларусь и Венесуэла договорились в течение ближайших 25 лет инвестировать 8 млрд. USD в разведку и добычу нефти блока «Хунин-1» в бассейне реки Ориноко. Нефтяными договоренностями сторон также предусмотрено построить установки по переработке тяжелой и сверхтяжелой нефти.
Таких денег  у Беларуси нет. Так что «Белоруснефти» придется в обозримой перспективе  отказаться от дивидендов, чтобы реинвестировать  полученную прибыль в развитие нефтяных проектов в Венесуэле.
www.belinstitute.eu

←Зампред Национального банка Беларуси завтра возглавит БПС-банк

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика