Посол Украины: белорусскому рынку не хватает конкуренции
22.03.2010 18:49
—
Новости Экономики
В минувшем году Беларусь и Украина сократили объем товарооборота на 40%, но несмотря на это смогли придать дополнительный импульс политическим отношениям. Посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый, в эти дни покидающий Беларусь, надеется, что двусторонние отношения в текущем году станут еще более результативными, "ведь потенциал довольно велик".
Динамика внешней торговли с Украиной (млн долларов США)
На протяжении последних лет торгово-экономическое сотрудничество между Беларусью и Украиной развивалось довольно динамично: с 2003 года объемы взаимной торговли между странами возросли в несколько раз, достигнув в 2008 году почти пятимиллиардного рубежа. Однако в прошлом году финансовый кризис внес свои коррективы в развитие взаимной торговли. В результате по итогам 2009 года белорусско-украинский товарооборот составил почти 3 млрд долларов, что составило 61% к 2008 году. В том числе экспорт белорусской продукции в регионы Украины составил около $1,7 млрд (60,9%), импорт - около $1,3 млрд (61%).
Динамика внешней торговли с Украиной (млн долларов США)
Периоды | Т/оборот | Экспорт | Импорт | Сальдо |
2003 | 705,6 | 343,5 | 362,1 | -18,6 |
2004 | 1085,0 | 539,8 | 545,2 | -5,4 |
2005 | 1801,7 | 907,8 | 893,9 | 13,9 |
2006 | 2458,7 | 1234,0 | 1224,7 | 9,3 |
2007 | 3006,4 | 1472,1 | 1534,3 | -62,2 |
2008 | 4 905,0 | 2 790,0 | 2116,0 | 674,0 |
2009 | 2 982,5 | 1 693,1 | 1 289,4 | 403,7 |
Источник: МИД Беларуси
В 2010 году Беларусь и Украина намерены вернуться к прежнему пятимиллиардному объему взаимной торговли. Январь показал реальность планов - товарооборот в первом месяце увеличился на 42,6% до 195,6 млн долларов.
Если абстрагироваться от сухой статистики, то можно выделить несколько факторов, способных повлиять на динамику двусторонних отношений.
Новый президент
Несмотря на спад в торговле по экономическим цифрам, 2009 год ознаменовался в истории взаимоотношений Беларуси и Украины резким рывком на политической ниве. Впервые Виктор Ющенко и Александр Лукашенко встретились за год аж 4 раза. Игорь Лиховый надеется, что такая активность продолжится и в 2010 году при новом украинском президенте. Тем более, что Виктор Янукович и Александр Лукашенко уже положили начало подобным мероприятиям. А на конец апреля намечена их новая встреча в Минске, отметил украинский дипломат.
Эксперты также считают, что общность взглядов Януковича и Лукашенко во многом будет обеспечивать политическую стабильность на белорусском-украинском фронте. Можно не сомневаться, что эти отношения могут стать фундаментом для увеличения уровня товарооборота.
Беларусь и Украина намерены еще больше расширить отношения в рамках евросоюзовской инициативы "Восточное партнерство". "Своим подключением к этой программе мы задекларировали, что являемся частью Европы, а не просто путем, по которому течет российский газ и транспортируются товары в ЕС", - отметил И.Лиховый.
ТЭК и транзит
Игорь Лиховый считает, что одним из краеугольных направлений белорусско-украинского сотрудничества может стать энергетика. По его мнению, этот вопрос еще более актуален в связи с тем, что и Беларусь, и Украина являются странами - транзитерами энергоресурсов. "Вопрос диверсификации энергоресурсов не надуманный. Он очень важен для страны, потому что он может принять неожиданный оборот по политическим мотивам. В истории наших стран достаточно таких примеров", - сказал украинский дипломат.
В связи с этим он поддержал инициативу Беларуси найти альтернативные источники поставки нефти. Первую пробную партию венесуэльской нефти белорусы намерен транспортировать через порт в Одессе. "Мы готовы ее принять", - отметил украинский дипломат, правда, пока ее поставки оставляют много вопросов, особенно в свете того, что "на пути нефтяного транзита через Гибралтар, Средиземное море, Турцию имеются разные рода сложности, начиная от экологии и заканчивая вопросами безопасности перевозки". Проще, по словам дипломата, сделать ставку во взаимном сотрудничестве на реализацию проекта "Сарматия" (нефтепровод Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск) и транзит более ближкого "черного золота". "Этот проект перспективный, - отметил И.Лиховый. - Он задуман еще в прошлом веке, но долгое время по понятным причинам невозможно было найти его наполнение в аверсном режиме. Поэтому он компромиссно использовался в реверсным режиме, то есть российская нефть шла в Одессу. В прошлом году впервые была прокачана легкая каспийская нефть в сторону северозападной Европы. И в прошлом году мы впервые получили заинтересованный ответ белорусской стороны о том, что она готова рассмотреть свое участие в этом проекте. Была выражена заинтересованность обеспечить наполнение и прокачку нефти в этом направление". Очевидно, что приоритетной в данном случае является каспийская нефть.
Однако Россия согласилась на поставку 6,3 млн тонн беспошлинной нефти в Беларусь в том числе и при условии отказа Минска от участия в проекте "Сарматия". "В данном случае мы имеем монопольные связи, которые ведут свое начало с имперских площадок. Однако каждое государство исходит из своих приоритетов, интересов. Конечно, учитываются пожелания, рекомендации соседей, партнеров, но Беларусь должна сама сделать выбор", - заявил по этому поводу И.Лиховый.
Кроме того, Беларусь и Украина намерены активизировать отношения и в транспортно-логистической сфере. В частности, речь идет о взаимодействии в рамках проекта поезда комбинированных перевозок "Викинг", развития транспортной инфраструктуры, в том числе строительства автомагистрали Минск — Киев. "Мы могли бы использовать ресурсы программы "Восточного партнерства" для обустройства транспортных коридоров. Особенно это актуально для нас, когда в последнее время морские пути стали очень опасными", - отметил Игорь Лиховый.
Антидемпинговые расследования
Вместе с тем, не стоит забывать, что Украина и Беларусь не чураются проводить антидемпинговые расследования в отношении торговли некоторыми товарами. Только в течение 2009 года и начале 2010 года в Киеве и Минске состоялось восемь раундов консультаций по вопросам применения защитных мер во взаимной торговле. Стоит отметить, что раньше самым громким антидемпинговым расследованием были поставки украинских конфет Roshen в Беларусь. Однако после недавнего визита в Минск олигарха, тогдашнего главы украинского МИДа Петра Порошенко, от фамилии которого и образовано название компании, все вопросы были сняты.
В конце минувшей недели стороны вроде как урегулировали еще часть вопросов. В частности, Беларусь решила до начала апреля воздержаться от возбуждения антидемпингового расследования относительно импорта украинского пива. Вопрос импорта украинской патоки крахмальной на белорусский рынок будет урегулирован путем заключения соответствующего международного соглашения между Минэкономики и концернами "Белгоспищепром" и "Белбиофарм" с учетом интересов производителей и экспортеров двух стран. Беларусь согласилась принять предложенные украинским объединением "Конти" ценовые обязательства для доступа украинской карамельной продукции на белорусский рынок. По итогам переговоров была достигнута договоренность о возможности внесения изменений в добровольные обязательства "Могилевэнерго" в части установления цены и объема поставок в Украину плит ДВП в 2010 году.
Вместе с тем директор департамента внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси Валерий Садохо в интервью БЕЛТА отметил, что вопрос отмены ограничительных мер в торговле между Беларусью и Украиной полностью не решен. "Украинская сторона не сделала всех адекватных шагов по отмене ограничительных мер в отношении белорусской продукции. Это касается ограничений в отношении искусственного меха, ворсового полотна, листового стекла. Проводится специальное расследование в отношении смешанных удобрений", - отметил представитель МИД.
Сегодня пришло сообщение, что Украина начала антидемпинговое расследование импорта шин пневматических резиновых новых для легковых автомобилей из Беларуси. Расследование возбуждено по результатам жалобы ЗАО "Росава", крупнейшего украинского производителя шин. Как отмечает предприятие, в январе-сентябре 2009 года шины в Беларуси продавались по $25/шт., а их экспортные цены в Украине составляли $18,2/шт., демпинговая маржа равнялась 40,7%.
Сегодня пришло сообщение, что Украина начала антидемпинговое расследование импорта шин пневматических резиновых новых для легковых автомобилей из Беларуси. Расследование возбуждено по результатам жалобы ЗАО "Росава", крупнейшего украинского производителя шин. Как отмечает предприятие, в январе-сентябре 2009 года шины в Беларуси продавались по $25/шт., а их экспортные цены в Украине составляли $18,2/шт., демпинговая маржа равнялась 40,7%.
По словам Игоря Лихового, подобные ограничения мало влияют на объем товарооборота, при этом антидемпинговые расследования он называет "болезнью роста". "Это когда административными методами пытаются поддержать не совсем эффективные проекты внутри страны", - отметил дипломат.
При этом дипломат удивился, когда узнал, что белорусские товары в Украине продаются дешевле, чем в самой Беларуси. "Недавно я заправлялся на белорусской АЗС, расположенной рядом с границей. Смотрю, на станции никого нет. Думаю, в чем же дело? Оказалось, что все предпочитают заправляться на украинской стороне – там дешевле", - поведал он. Впрочем, побывавшие в Украине белорусы едва не в один голос утверждают, что там многие продукты и товары значительно дешевле белорусских. Игорь Лиховый считает, что все дело в конкуренции, которая есть в Украине, и ее почти нет в Беларуси. "Конкуренция - очень положительная черта в вопросе развития рынка. При всем минусах рыночной экономики. Так как и свободные цены", - отметил посол Украины в Беларуси.