Монополистов в Минске будут вычислять порайонно

Источник материала:  
18.03.2010 09:19 — Новости Экономики

Министерство торговли выступило с предложением внести изменения в антимонопольное законодательство. Как пояснил «Белорусским новостям» начальник управления организации торговли и услуг Минторга Артур Карпович, изменения необходимы для того, чтобы не допустить развития монополистов в торговле не только на уровне Минска, но и его районов. Поскольку доминирование отдельных торговых сетей может не лучшим образом отразиться на качестве обслуживания населения.



Пока монополистов в Минске нет, но со временем они могут появиться, поскольку сфера торговли активно развивается.

«Сегодня антимонопольное законодательство не распространяется на районы городов, в том числе Минска, — отметил представитель Минторга. — Доминирующим положение торгового предприятия может быть признано только в границах областей, районов, городов и населенных пунктов. Получается, что районы столицы под эти критерии не подпадают. К примеру, во Фрунзенском районе столицы торговая сеть построит несколько гипермаркетов и подомнет под себя большую часть рынка, что может негативно отразиться на покупателях. Но применить меры антимонопольного регулирования мы не сможем. Поэтому мы обратились с предложением в Минэкономики».

Согласно проведенному Минторгом анализу, отдельные торговые сети развиваются в Минске основном в определенных районах. В частности, сеть ОАО «Падзея» — в Советском, ОАО «Азарэнне» — во Фрунзенском, ОАО «Зорина» — в Первомайском, ОАО «Постторг» — в Партизанском, УП «Живинка» — в Московском. Доля этих организаций в общем объеме оборота продовольственных товаров в пределах районов постепенно становится значительной и со временем может превысить критерии для признания субъекта хозяйствования на товарном рынке монополистом. К ним в соответствии с белорусским законодательством относятся торговые предприятия, доля которых в общем объеме розничного оборота продовольственными товарами составляет 30 и более процентов в пределах границ местного товарного рынка (в частности Минска).

По данным Минторга, наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота в 2009 году приходился на торговые объекты под марками «ГИППО», «Евроопт», «Пятый элемент», «ДОРОРС» и ряд других. При этом ряд торговых объектов разных владельцев сегодня работают под одной вывеской. Так, сеть «Рублевский» объединяет 27 магазинов, принадлежащих семи собственникам, а сеть «Соседи» включает 25 торговых объектов шести собственников.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов также считает, что допускать монополизма в торговле нельзя. В то же время он полагает, что с антимонопольным регулированием можно перегнуть палку.

«На мой взгляд, выявлять монополистов на уровне районов Минска все же не надо, это не такой уж крупный уровень, и не обособленные территории. Можно проехать несколько остановок и сходить в другой магазин», — отметил Маргелов. В качестве негативного примера борьбы с монополистами он привел Россию, где «в борьбе с торговыми сетями и посредниками признать монополистом могут ларек в деревне по причине того, что другого ларька там попросту нет. В итоге в руках чиновников появляются дополнительные рычаги контролировать бизнес».

Более действенной мерой по борьбе с монополистами в торговле, считает Маргелов, было бы опустить планку для определения монополистов в Минске с 30% до 20%, и при этом учитывать все связанные между собой структуры.

Впрочем, сами антимонопольные меры, по мнению руководителя РКП, в Беларуси «на уровне каменного века», а монополисты в основном отделываются легким испугом. «Например, с такими предприятиями Минэкономики должен заключить договор на проведение у них мониторинга. А более-менее развернутого списка нарушений, за которыми следует наказание монополистов, в законодательстве нет. А ограничения по ценам и рентабельности можно обойти, и это всем известно, различными способами. Ничего невозможного, особенно для крупных структур, нет», — отметил Маргелов.

На 1 января 2010 года общая торговая площадь магазинов и торговых центров Минска составляла около 614,2 тыс. кв. метров. Обеспеченность торговыми площадями в Беларуси на начало 2010 года составляла около 363,6 кв. м на тысячу жителей при нормативе 260 кв. метров (в Минске — 338,4 кв. метров).

По данным Минторга, наибольшее количество торговых площадей в Минске (свыше 3 тыс. кв. м) находится в пользовании ООО «Евроторг», «Магерлэнд», ИП «БелВиллесден», ЗАО «Мебель, стройматериалы», УП «ДОРОРС», ОАО «Заводской райпищеторг», СООО «Торнес», УП «Живинка», ОАО «Азарэнне», «Постторг», «Зорина», СООО «Либретик», «ТПГ ВестОстЮнион» «Буслик», «Белинтерпродукт», «Арвитфуд», ИООО «БелМаркетКомпани».

При этом общая торговая площадь объектов, осуществляющих в Минске реализацию товаров под вывеской «Рублевский», составляет около 14,3 тыс. кв. м (2,3% от общей торговой площади магазинов и торговых центров, расположенных в Минске), «Соседи» — 10,7 тыс. кв. м (1,7%).

←Беларусь отменяет экспортные пошлины на нефтепродукты из российской нефти, поставляемой по пошлинам

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика