Лукашенковская экономика – банкрот
Валовый внешний долг вырос до 22 миллиардов, в то время как граница устойчивости для Беларуси – 19 миллиардов, заявляют экономисты.
Валовый внешний долг Беларуси за прошлый год вырос более чем на 45 процентов и составил 22 миллиарда долларов. Об том сообщается в отчете Национального банка Беларуси. Почему руководство Беларуси берет все больше иностранных кредитов? Можно ли согласиться с властями, что увеличение долга не несет угрозы белорусской экономике? На эти вопросы «Радыё Свабода» ответил экономист Михаил Залесский.
-- Любопытно выглядит динамика роста внешнего долга – в первом квартале 2009 года он вырос на 7,7%, во втором – на 8%, третьем – 9,5%, и четвертом — 14,2%. Кажется, довольно красноречивая тенденция…
-- Это тенденция свидетельствует, что государство стало на очень скользкую дорожку наращивания задолженностей. Мы часто видим такое в жизни, когда человек начинает одалживать деньги без возможности отдать, и со временем отлаживает все больше, потому что не надеется рассчитаться.
Для Беларуси границей устойчивости при нашем уровне экономики, по моему мнению, есть величина в 19 миллиардов долларов. Сейчас при благоприятных условиях может с нами ничего не случиться, однако, при неблагоприятных такая задолженность может плохо отразиться не только на репутации, но и на экономическом будущем.
-- Власть может успокаивать тем, что внешний долг составляет только 45% ВВП, и это меньше чем во многих европейских странах.
-- В народе говорят – пока толстый усохнет, худой подохнет. Здесь есть такая беда, что наша продукция вместе с наращиванием долга одновременно становится менее конкурентоспособной. И спрос на нее на наших традиционных рынках сокращается.
-- Почему власть, которая раньше всячески стремилась избегать задолженностей, внезапно сумасшедшими темпами стали накапливать долги?
-- Расчет на национальный менталитет. Россияне говорят - «под лежачий камень вода не течёт», англичане, что камень, который катится, не зарастает мохом. А у белорусов есть поговорка, что на одном месте и камень мохом зарастет. Вот руководство и решило, что кризис мы переждем. А если переждем, то якобы можно и одалживать, сколько хочешь.