Либерализация по плану
Проект плана мероприятий по либерализации экономики Беларуси подготовлен и внесен в правительство.
Экономическое развитие государства во многом зависит от мировых тенденций. Сегодня Беларусь участвует в процессах глобализации, кооперации национальных экономик, разноуровневых экономических проектах. Влияют на развитие отечественной экономики и последствия мирового финансового кризиса. В этих условиях государство не может развиваться отдельно от бизнеса, считает заместитель министра юстиции Алла Бодак.
И для того чтобы сделать экономику эффективной, нужно выбирать оптимальные способы регулирования общественных отношений. Именно с этой целью и предпринимаются меры по либерализации экономики, которые обещают ряд существенных реформ.
Проще, еще проще.
Так, в 2009 году был принят Декрет № 1, который регулировал вопросы регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
"Процедура госрегистрации упрощена настолько, что, по сути, является формальным действием по приобретению правоспособности субъектов хозяйствования", - отметила Алла Бодак, выступая на ассамблее деловых кругов 10 марта в Минске.
Благодаря принятию декрета Беларусь переместилась в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" по регистрации бизнеса с 98-го на 7-е место.
Вместе с тем уже подготовлен документ, который вносит поправки в декрет о регистрации. Его основные положения касаются окончательного урегулирования процесса регистрации субъектов хозяйствования, а также существенного упрощения процедуры ликвидации.
В проекте декрета оговаривается, что повторная государственная регистрация ИП не допускается. Это значит, что если индивидуальный предприниматель уже был зарегистрирован, то зарегистрироваться еще раз он не сможет.
Также планируется установить ограничения на занятие предпринимательской деятельностью на срок до 3 лет по решению хозяйственного суда для лиц, которые представили в регистрирующий орган недостоверные требования. Четкого наказания за представление недостоверных сведений в действующем указе о регистрации нет. Но такой запрет, по словам А. Бодак, соответствует практике, которая распространена в странах - соседях Беларуси, в том числе в Российской Федерации.
Ликвидация без волокиты.
Проект декрета совершенствует процедуру ликвидации субъектов хозяйствования.
Так, в нем предусматривается возможность исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Но они должны находиться в состоянии ликвидации по решению хозяйственного суда, принятому на основании поступивших до 1 января 2008 года представлений об их ликвидации без истребования документов и печати.
Предусматривается также возможность исключения юридического лица из регистра по решению уполномоченного лица регистрирующего органа, а не самого органа, что сократит срок ликвидации.
Сокращается и перечень документов, которые представляют в ликвидационные комиссии предприниматели для исключения организации из ЕГР.
Все эти меры предлагаются для сокращения бюрократических процедур в деятельности и ликвидации субъектов хозяйствования. В результате этих реформ Беларусь может подняться в рейтинге Всемирного банка по статье "Ликвидация субъектов хозяйствования".
Процедур становится меньше.
Большое внимание государство уделяет процессу сокращения бюрократических процедур. В правительстве создана специальная рабочая группа, которая занимается этим вопросом. Результаты этой работы становятся заметными.
С мая прошлого года вступил в силу Закон "Об основах административных процедур", который комплексно регламентирует эти отношения. С того времени 19 органов госуправления сократили 275 административных процедур.
Кроме того, упрощен порядок прохождения 349 процедур, сокращен срок совершения 202 административных процедур. Количество необходимых документов для совершения 185 процедур уменьшилось, размер платы за совершение 60 процедур понизился. Был также увеличен срок действия документов, которые выдавались по результатам 51 процедуры, и введен принцип "одного окна" при совершении 172 административных процедур.
По словам А. Бодак, сейчас рабочая группа по дебюрократизации работает на постоянной основе. И Минэкономики предлагает включить в План мероприятий по либерализации экономики в 2010 году, который сейчас находится на обсуждении в правительстве, и некоторые мероприятия по упрощению порядка совершения отдельных административных процедур. В первую очередь это касается выдачи сертификата на продукцию собственного производства, удостоверений государственной гигиенической регистрации продукции и ряда других процедур.
Работа над налогами.
С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса. По словам А. Бодак, это часть работы по совершенствованию налоговой системы, упрощению налогового законодательства. В результате отменены более 60 законов, более чем в 90 внесены изменения, подготовлен акт главы государства об отмене более 10 декретов и 70 указов.
Особенная часть Налогового кодекса описывает порядок применения каждого из республиканских и местных налогов и сборов, а также особых режимов налогообложения.
Сегодня Налоговый кодекс предусматривает 30 налоговых платежей. Но в рамках обычной хозяйственной деятельности будут уплачиваться только 5 налогов. Это НДС, налоги на прибыль, на недвижимость, земельный и экологический налоги.
Налоговый кодекс упразднил сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей, на приобретение автомобилей и транспортных средств, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, местный сбор за парковку автомобилей в специально оборудованных местах.
Однако на этом государство не намерено останавливаться. Сегодня в правительстве проводится большая работа по приведению в соответствие международным стандартам налогов, которые действуют в Беларуси,
"Стоит задача разработки эффективной налоговой системы, позволяющей обеспечить уверенный рост белорусской экономики", - заявила А. Бодак.
Она также сообщила, что готовится к подписанию указ президента о лицензировании. Предполагается отменить лицензирование 23 видов деятельности, 13 из которых включают в себя 89 составляющих работ и услуг, а также отменить лицензирование 54 позиций по работам и услугам, представляющих иные 10 видов деятельности, лицензирование которых сохраняется.
Нацбанк при участии заинтересованных министерств и ведомств готовит нормативный акт "О некоторых мерах по взысканию задолженности". Целью его является создание в республике правовых условий для взыскания задолженности с помощью коллекторских организаций. Разработка документа обусловлена тем, что Беларуси нужны эффективные способы решения проблемы взыскания дебиторской задолженности и коллекторские организации могут с этим справиться.