Срочные контракты — мина под процесс приватизации госпредприятий
Государству необходимо отказаться от нынешней системы найма работников, которая предполагает заключение в основном срочных (от одного до трех лет) трудовых договоров, считают эксперты. Помимо того, что эта форма является неэффективной, она может стать удобным инструментом для новых собственников быстро и на законных основаниях сократить избыточную численность работников предприятий в процессе реформирования госпредприятий. Что при отсутствии в стране реальных механизмов социальной защиты безработных может привести к негативным последствиям для тысяч белорусов.
Напомним, длительные трудовые договоры в стране практически не заключаются более десяти лет, вскоре после того, как в 1999 году президент подписал декрет № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». Этот документ отодвинул на второй план принятый одновременно Трудовой кодекс Беларуси, который предусматривает заключение контрактов с работниками на неопределенный срок.
Как считает эксперт в области трудовых и социальных отношений, один из разработчиков Трудового кодекса Беларуси Эдвард Кисель, краткосрочные контракты — самая неэффективная форма трудовых отношений и в мире практически не применяется. По его мнению, декрет № 29 привел к перекосам в сфере трудовых отношений. При этом эксперт отметил, что при разработке этого документа преследовались благие цели: предоставить права нанимателю отказаться от действовавшей системы оплаты труда в отношении высококвалифицированных и полезных работников организаций и, заключив с ними контракты, установить индивидуальные условия оплаты труда и отдыха.
«Однако у нас часто делается по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда», и в итоге декрет практически заменил Трудовой кодекс и отменил право работников и нанимателей заключать трудовые договоры на неопределенный срок», — отметил эксперт в интервью «Белорусским новостям». По словам Эдварда Киселя, право нанимателя мотивировать наиболее продуктивных работников превратилось в обязанность нанимателя перевести всех без исключения работников на срочные трудовые договоры и, как правило, на один год. Это, в свою очередь, привело к безразличному отношению работников и руководителей работать на перспективу, снизило масштабы и темпы модернизации предприятий.
«На протяжении десятилетия рабочих и специалистов стремятся сделать временщиками на предприятиях, все больше становится тех, кто работает от контракта до контракта. Можно ли в этом случае рассуждать о повышении интенсивности, качества труда и конкурентоспособности продукции, перспективах развития предприятия и государства?», — рассуждает Кисель.
Эксперт считает, что следовало бы отменить декрет № 29 и восстановить положения Трудового кодекса, законодательства о занятости населения, активизировать коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Особенно актуальным, по его мнению, это стало сейчас, когда в стране начался новый этап разгосударствления и приватизации госпредприятий.
«Не продлить срочный трудовой договор с работником — это наиболее простой, дешевый и вполне законный способ сокращения численности работников. Но безработные сегодня практически не защищены, пособие составляет всего 45 тысяч».
Предусмотренная трудовым законодательством и законодательством о занятости населения система социальной защиты работников, увольняемых в связи с сокращением численности работников, по мнению эксперта, фактически не работает. «Работника не нужно за два месяца предупреждать об увольнении, еженедельно предоставлять один день в неделю для поиска новой работы, выплачивать выходное пособие в размере трехмесячной средней зарплаты, предупреждать профсоюз, службу занятости и т.д., его можно уволить в связи с окончанием срока контракта. На государственных предприятиях наниматель, возможно, не будет так поступать, но где гарантия, что новые собственники, особенно зарубежные, при реформировании предприятий не воспользуются правами, данными декретом», — задается вопросом Кисель.
Белорусским законодательством установлено, что основной формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда и занятости работников, являются соглашение, коллективный договор предприятия, в которых должны прописываться все условия оплаты труда, занятости, социальной защиты при увольнении. Однако, как считает эксперт, содержание отраслевых и местных соглашений, большинства коллективных договоров в условиях контрактной формы найма становится все менее содержательным, конкретным и полезным для заключения контрактов. Система социального партнерства становится все более формальной.
«Реальный механизм социальной защиты при увольнении работников по сокращению численности в большинстве соглашений и коллективных договоров отсутствует», — констатировал Кисель.
Кстати, как следует из доклада «Беларусь: социальная защита и социальная интеграция», который недавно распространила Еврокомиссия, несмотря на высокий уровень занятости в нашей стране, наемные работники «находятся в особых условиях рынка труда». По данным экспертов, около 90% работников заняты по срочным трудовым договорам (в отличие от договоров, которые заключаются на неограниченное время), что противоречит нормам ЕС, заложенным в Маастрихтском договоре 1991 года, где занятость на фиксированный срок рассматривается как «аномальная» форма занятости, пригодная только для особых категорий трудящихся.
Эксперты отмечают, что как можно более полная занятость до сих пор остается одним из основных приоритетов социальной политики в Беларуси. Высокая занятость на неэффективных, в том числе убыточных, госпредприятиях сохраняется за счет предоставления им субсидий.
При этом к цифрам низкой безработицы в Беларуси (менее 1% от экономически активного населения) эксперты советуют относиться с осторожностью, поскольку статистика учитывает только тех, кто стал на учет в органах занятости и получает пособие. Реальное число безработных, по оценкам экспертов, составляет около 10% экономически активного населения, то есть около полумиллиона человек.