Казино попадут в тиски государственного контроля
В ближайшие два месяца в Беларуси будет доработан проект указа президента о развитии игорного бизнеса. В соответствии с планами властей, государство установит контроль над финансовыми потоками в игорных заведениях. Однако, как заявляют игроки рынка, при реализации своих намерений властям придется соблюсти баланс между потребностями государства и интересами бизнеса. В противном случае возникнет реальная почва для развития теневых операций.
Для властей игорный бизнес всегда был лакомым кусочком. В текущем году суммарный налог на игорный бизнес только в столице прогнозируется в сумме более 20 млрд. рублей. Всего, по расчетам экспертов, деятельность игорных заведений приносит в казну более 40 млрд. рублей в год. Причем это лишь прямые поступления без учета косвенных, в частности, платы за аренду помещений.
Поэтому неудивительно, что после введения ограничений на деятельность казино в России и Украине Беларусь активизировалась в части создания благоприятных условий для развития в стране игорной индустрии.
«На фоне происходящих изменений в российском и украинском законодательствах у нас есть все шансы выйти на ведущие позиции в этой тонкой, чувствительной сфере, — еще раз подчеркнул на недавнем совещании по развитию игорного бизнеса Александр Лукашенко.
Проблемы с наполнением бюджета, вызванные кризисом, заставили власти еще внимательнее присмотреться к возможности увеличить финансовую отдачу игорных заведений в пользу государства. По мнению президента, «игорный бизнес при грамотном подходе может и должен стать дополнительным источником пополнения бюджета за счет налогов, способствовать созданию новых рабочих мест, привлечению туристов и инвестиций в Беларусь».
В качестве варианта по привлечению и туристов, и инвестиций совсем недавно рассматривался проект создания игорно-развлекательного центра («игорной зоны») вблизи Национального аэропорта «Минск».
Проектом предусматривалось создание внутри самой зоны игорных заведений, отелей, ресторанов, торговых центров. Богатых иностранцев предполагалось привлечь не только соответствующим сервисом, но и возможностью посетить развлекательный комплекс без визы сроком на 72 часа. Однако проект так и остался проектом. У властей возникли сложности с поисками подходящего инвестора. К тому же, по оценкам экспертов, создание такого игорно-развлекательного центра требует слишком больших финансовых затрат — около 1 млрд. долларов.
Взамен создания игровой зоны правительство и президент одобрили другой вариант развития белорусской игорной индустрии. Основа новой концепции — создание специальной компьютерной кассовой системы (СККС). Через коммуникационную сеть система объединит все игорные автоматы и иное оборудование и позволит получать и систематизировать в режиме реального времени исчерпывающую информацию о финансовых потоках игорных заведений, действующих в Беларуси.
Как заявил на совещании по развитию игорного бизнеса премьер-министр Сергей Сидорский, для обеспечения деятельности СККС планируется образовать мониторинговый центр. Не исключено, что создание такого центра возьмет на себя крупная частная компания, обладающая необходимыми ноу-хау, опытом, финансовыми ресурсами и материально-технической базой. По словам премьер-министра, одна крупная американская компания уже изъявила намерение участвовать в этом проекте и вложить в него до 200 млн. долларов.
С помощью СККС предполагается установить контроль государства за финансовыми потоками в игорных заведениях. По задумке правительства, это позволит постепенно перейти от фиксированного налога на установку игорного оборудования к прозрачному налогообложению реального дохода игровых операторов.
Представители игорного бизнеса с настороженностью относятся к таким намерениям правительства. В частности, как отметил пресс-секретарь международного холдинга Storm International (холдингу принадлежит первое в Минске казино VIP-класса «Шангри Ла») Лаврентий Губин, «фиксированный налог проще считать и планировать. Налог на оборот может задушить бизнес, так как издержки плюс налог могут оказаться выше дохода. Налог на прибыль труднее собрать и посчитать, так как операторы могут завышать реальные издержки».
По мнению Губина, правительству при реализации намерений установить контроль над финансовыми потоками в игорных заведениях «важно соблюсти баланс между потребностями государства и бизнеса. Если налоговое бремя, реализованное в том числе при помощи предлагаемой системы, окажется непосильным для бизнеса, то возникнет реальная почва для развития теневых операций».
Касаясь создания специальной компьютерной кассовой системы, Губин отметил, что «система может оказаться неэффективной в случае, если она не будет подкреплена четкими лицензионными требованиями (стоимость лицензии, источники финансирования, минимальные площади и количество игрового оборудования, расположение объектов игорного бизнеса, лицензионные требования к персоналу и т.д.), а также адекватными налоговыми ставками».
Кстати, новая концепция развития игорной индустрии, как ожидается, затронет и организацию деятельности игорных заведений в части открытия бизнеса. Предполагается, что открываться будут лишь крупные казино. По мнению Губина, со стороны правительства это оправданный шаг. «Мелкие заведения — это, как правило, слот-залы, рассчитанные на соответствующую публику. Несколько крупных казино намного проще контролировать, чем сотни мелких игровых залов», — отметил он.