РАЗГРУЗИТЬ СКЛАДЫ, ЗАРАБОТАТЬ НА ТОВАРОПОТОКАХ...

Источник материала:  

Страны, которым посчастливилось оказаться ближе к середине Европы, чем к ее окраине, уже давно и активно зарабатывают на логистике мировых товаропотоков. Главной «сетью» ловли прибыли от этих самых товаропотоков стали транспортно-логистические центры (ТЛЦ). Их доходы на 70% формируются за счет операций, связанных с обработкой товаров, — отборки, упаковки, предпродажной подготовки, маркировки и стикировки, восстановления брака, складского учета, инвентаризации и т. д.
В Беларуси пока таких мощных игроков в области логистики, как западноевропейские ТЛЦ, нет. Когда, наконец, они появятся и можно будет серьезно зарабатывать на логистике, которая по причине выигрышного географического положения Беларуси сможет стать важным сегментом экономики страны?
Сегодня на эти вопросы отвечает председатель Белорусской ассоциации логистики «АБИЛОГ», ректор Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО) Валерий Толкачев.
— Сейчас проблемами логистики в стране (в рамках своих компетенций) занимаются в основном три министерства — транспорта и коммуникаций, торговли, промышленности. Уже можно говорить об определенных достижениях в отраслях, контролируемых ими. Но большая распыленность усилий мешает созданию цельной отечественной логистической сети. Несмотря на наличие серьезной Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г. и внимание к теме достаточно компетентного Межведомственного совета, мы мало продвинулись вперед.
А все дело в том, что в стране нет сильного координирующего логистику центра общегосударственного масштаба. Его задача — объединение усилий всех заинтересованных сторон в ее развитии (как в промышленности, так и на транспорте, в торговле), согласованность деятельности уже имеющихся складов, определение мест строительства новых, финансирования образовательной и научной деятельности в области логистики.
— Чтобы заново не изобретать велосипед, может, стоит поучиться управлению логистикой у тех, кто достиг больших, чем мы, успехов?
— Безусловно. Например, в Италии функции координатора логистики выполняет Институт внешней торговли. В Польше эта роль отведена Познаньскому центру логистики. Познань выбрана не случайно: в этом городе сосредоточен ряд транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных) развязок и, соответственно, немало современных складских объектов.
Такую же структуру, аналогичную польскому и итальянскому центрам, можно создать и у нас. Например, при Министерстве экономики. Если такой национальный координатор все же появится, Беларусь сможет выстроить стройную, эффективную систему отечественной логистики, способную помочь стране избежать больших потерь во времена экономических кризисов, один из которых прокатился по миру.
Как показывает мировая практика, внимание государства к созданию и деятельности ТЛЦ требуется до тех пор, пока проект не обретет устойчивости и механизма самостоятельного развития. Таким образом, лет через 5—7, когда национальный ТЛЦ, являясь фактически предприятием рыночного типа, станет на ноги, государство вполне сможет отказаться от контроля, полностью передав управление им бизнес-структурам.
Есть и другой путь создания ТЛЦ. Он основан на выдаче разрешения на полную свободу действий по созданию и эксплуатации логистического центра иностранному инвестору (либо создания с ним СП). По такому пути пошли Германия, Голландия, Польша. На мой взгляд, этот путь менее перспективен для нашей страны: есть вероятность того, что частный инвестор станет диктовать условия: эти товаропотоки я буду перерабатывать, а эти не буду…
— И, тем не менее, у нас уже есть два заявленных проекта. Это — ТЛЦ в районе Национального аэропорта Минск-2 и ТЛЦ «Прилесье» в СЭЗ «Минск» (его площадка расположена недалеко от столицы, по Могилевскому шоссе). До сих пор они не «материализованы» в виде реальных архитектурно-строительных объектов. Как вы оцениваете перспективы их реализации?
— Кроме этих двух, имеется еще и третий проект, заявленная территория которого расположена в столичном микрорайоне Новинки. Насколько мне известно, уже завершена разработка проектно-сметной документации двух из трех логистических центров: запроектированного в Новинках и ТЛЦ «Прилесье».
Хочу заметить, все три точки не смогут быть реализованы в полной мере как полномасштабные национальные логистические центры. Из трех проектов наиболее перспективным является тот, который привязан к району Национального аэропорта Минск-2. А вот центры в Новинках и «Прилесье», на мой взгляд, ожидает судьба, пусть и современных, но все же складских объектов.
Логистический центр — многофункциональное, дорогостоящее предприятие. Как показывает практика, он начинается со строительства подъездных путей, коммуникаций, современного склада высокого уровня. А чтобы дело не завершилось появлением единственного строения, изначально для реализации идеи ТЛЦ требуется 30—100 га земли.
В пользу проекта в районе Национального аэропорта Минск свидетельствует относительная удаленность от города, наличие воздушного сообщения, близость трассы Брест — Москва, а также хорошие перспективы большой, не освоенной человеком территории, необходимые для строительного маневра. Инвестор должен «застолбить» не один-два гектара, а учитывать перспективу развития ТЛЦ, который в дальнейшем просто обязан прирастать современной инфраструктурой.
Например, в собственности итальянского ТЛЦ под Вероной, которому уже не один десяток лет, до сих пор имеются еще не освоенные пустыри. Философия его владельцев такова: зарезервированная земля сгодится, если не под логистическую инфраструктуру, то под… развлекательный центр. С огромным залом, современной сценой, он будет в ближайшей перспективе собирать массу зрителей на концерты звезд мирового уровня.
Кстати, первоначально на месте ТЛЦ Вероны был построен только логистический склад. И лишь позже, после нескольких лет, на его месте появился многоотраслевой ТЛЦ.
— А может ли такой центр появиться первоначально, например, возле Бреста — западного торгово-транспортного «форпоста» Беларуси?
— Конечно, может. Однако в пользу строительства близ Минска свидетельствует огромная потребность в современных складах большого числа предприятий столицы. Задача современной логистики — сократить площади промышленных предприятий.
Сегодня такие субъекты хозяйствования занимают большие и дорогостоящие земли столицы, которые раньше были не в цене. Потому столичные власти и раздавали заводам и фабрикам неоправданно большие «наделы». В центрах зарубежных городов уже нет таких огромных заводских территорий. Промышленности столицы придется сократить свои «вотчины». Избавить их от хранения сырья, комплектующих и готовой продукции поможет транспортно-логистический центр. При этом грамотная логистика ТЛЦ позволит перерабатывать хранящуюся там продукцию быстро, в течение 3—5 дней, а также выгодно продать товар.
Логистика остается важным звеном в освобождения предприятий от складских запасов. В последние 3—5 лет белорусские заводы и фабрики научились делать добротную, конкурентоспособную продовольственную и промышленную продукцию. Да, мировые стандарты высоки, но если наш товар не находит сбыта в одной стране, он может хорошо пойти в другой: мировой рынок большой. Задача логистов — быстрее и дешевле продать и, если можно, находить покупателей как можно ближе — в Литве, Латвии, Польше, России. Нет их рядом — нужно искать потребителей в других странах.
— Валерий Иванович, а как вы оцениваете возможности имеющихся ныне складских помещений Беларуси? Импортеры, например, жалуются на заоблачные цены хранения товаров на складах Республики Беларусь. Из-за дефицита предложений стоимость складских услуг составляет до 1 USD за одно паллет-место в сутки. «Это втрое (!) больше, чем в центральном регионе России или Литве!» — возмущаются импортеры.
— Высокие цены услуг говорят о том, что наши склады — старого уровня. Там мало (а то и вовсе нет) автоматики, используются морально и физически устаревшие механизмы и неоправданно большая рабочая сила. Так в свое время было в Италии, на складах компании «Lavazza», которая однажды за 10 млн. евро автоматизировала складские помещения. В результате семь из восьми человек заменил робот. Вложения в автоматику окупились за два года, значительно удешевив затраты по хранению и переработке товара.
Так будет и у нас, когда в стране начнут строиться современные склады группы «А». На таких объектах идет четкое распределение товаропотоков, имеются все необходимые подъездные пути, хорошо организованная внутренняя логистика, обеспечивающая 3—5-дневный оборот хранящихся там товаров.
Например, в ТЛЦ под Вероной есть склад овощной продукции. Самым частым и популярным товаром там является салат, который поступает прямо с поля на склад. В центре его моют, раскладывают по кулькам, формируя новую цену, далее его грузят на трейлеры и отправляют в магазины и рестораны.
Как правило, на складах ТЛЦ хранится и промышленная продукция. Например, получая авто «в упаковке», на складе логистического центра проводят его предпродажную подготовку: заправляют, чистят, «умывают», избавляя производителя от необходимости самому его продавать.
— Какое место в строительстве системы отечественной логистики отводится ведущему вузу профсоюзного образования, которому на днях исполняется 80 лет, — Международному институту трудовых и социальных отношений?
— Наша задача — подготовка кадров. С 2009 г., к примеру МИТСО, ранее занимавшийся только переподготовкой кадров, с сентября набрал две группы студентов очной и заочной форм обучения на специальность «логистика», по 25 человек каждая. Через четыре года выпустим дипломированных логистов-экономистов. Таких специалистов готовят БГУ, БНТУ, университет транспорта (Гомель).
К обучению студентов привлекаем как профессуру, так и практиков. В конце апреля на базе института состоится международный симпозиум. Его тема: «Логистические центры и их влияние на инфраструктуру страны». Идет разработка тем дискуссий, подбор участников. В их числе обязательно будут профессионалы из Польши, Италии, России, Украины, Литвы.

Тамара МАРКИНА
←Анонс «Экономической газеты» № 19 за 12 марта 2010 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика