Возможен ли референдум по вопросу таможенных пошлин?
На собрании инициативной группы по проведению республиканского референдума 28 февраля 2010 г. было принято решение инициировать плебисцит по вопросу «Поддерживаете ли Вы сохранение размера таможенных пошлин на ввоз в Республику Беларусь легковых автомобилей зарубежного производства на уровне 26 ноября 2009 года?».
Такая формулировка вопроса, предлагаемого для республиканского референдума, стала итогом продолжительного обсуждения в рамках оргкомитета инициативной группы, который был создан по решению Партии БНФ. В том числе обсуждалась возможность вынесения на республиканский референдум вопросов, касающихся таможенных пошлин.
Согласно части 2 статьи 112 Избирательного Кодекса Республики Беларусь, на республиканский референдум не могут выноситься вопросы о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов. Ряд комментаторов безапелляционно заявили, что не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: вопрос об отмене таможенных пошлин касается бюджета и непосредственно влияет на «изменение и отмену налогов». Таким образом, дескать, инициированный Партией БНФ референдум просто юридически невозможен.
Очевидно, что предлагаемый вопрос не затрагивает принятия или изменения бюджета. А вот соотношение понятий «пошлина» и «налог» не столь ясно. Действительно, не подпадают ли таможенные пошлины под категорию налогов, изменение которых невозможно путем референдума?
Определения понятий «налог» и «сбор (пошлина)» даются в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. При этом законодатель явно разграничивает эти понятия: повсюду в тексте кодекса они употребляются через перечисление, через последовательное упоминание их в качестве различных терминов.
Статья 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь дает определения этих понятий:
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Таким образом, разница между этими двумя видами платежей определена законодателем прямо и недвусмысленно, и проистекает эта разница из основания для взимания этих платежей. В случае налога взимание осуществляется на индивидуально безвозмездной основе в обязательном порядке. В случае сбора (пошлины) взимание осуществляется как условие для осуществления государственными органами неких действий. В частности, таможенные пошлины взимаются уполномоченными государственными органами за пропуск товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Отдельно эта же статья Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает виды платежей, которые относятся к так называемым косвенным налогам. К ним, в том числе, относятся и акцизы, как отдельный вид платежей.
Далее по тексту Налогового кодекса определены различные порядки установления налогов и сборов (пошлин). В частности, для налогов должны быть законодательно определены: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты. Для пошлин этого не требуется: при установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам).
Следует отметить, что таможенные органы на самом деле в некоторых случаях занимаются взиманием как таможенных пошлин, так и налогов. Порядок такой деятельности регулируется Таможенным кодексом Республики Беларусь. Этот кодекс использует другое определение налогов, несколько отличное от той формулировки, что содержится в Налоговом кодексе. В связи с этим, например, понятие «налоговой льготы», зафиксированное таможенным кодексом, может применяться как в отношении налогов, так и в отношении пошлин. Но даже с учетом этого обстоятельства законодатель и в рамках Таможенного кодекса отделяет пошлины от налогов, вводя для них общую категорию «таможенных платежей». В соответствии со статьей 8 Таможенного кодекса, к таможенным платежам относятся налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами. При этом к налогам Таможенный кодекс относит налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию.
Другие акты законодательства в целом используют эти термины в соответствии с указанной трактовкой.
Подписанные Республикой Беларусь международные договоры, в том числе о создании Таможенного союза, имеют большую юридическую силу, чем национальное законодательство, и в принципе они могли бы внести в этот порядок некие корректировки. Но это не произошло - в пределах документов Таможенного союза также четко различаются понятия налогов и пошлин.
Из изложенного следует, что термины «пошлина» и «налог» белорусским законодательством различаются как разные по своей природе правовые понятия. Соответственно, вопрос о таможенных пошлинах, в том числе об их размере, может быть вынесен на республиканский референдум как не подпадающий под ограничения, установленные статьей 112 Избирательного кодекса.
www.belinstitute.eu