Сельскому хозяйству ограничат господдержку?
Уже долгие годы ведутся активные дебаты по поводу убыточности сельского хозяйства. Получается, что налогоплательщики и другие отрасли вынуждены не по своей воле поддерживать иждивенческие настроения сельского хозяйства. Хотя, отмечают эксперты, аграрный сектор может зарабатывать на себя сам и свести госпомощь к минимуму. Правда, государство пока не знает, как к этому подступиться.
На это намекает свежеиспеченный указ президента №92 "О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций", которым СПК на 10 лет предоставлена рассрочка погашения задолженности, имеющейся на 1 января 2010 года. Указом предусматривается уменьшение суммы финансовых обязательств сельскохозяйственных организаций, которые подлежат исполнению в 2010 году, на 1,6 трлн рублей (с 9,3 до 7,7 трлн). Как отметили в пресс-службе президента, "документ принят в целях создания условий для развития сельского хозяйства республики и привлечения инвестиций и направлен на оздоровление экономики производителей сельскохозяйственной продукции".
По словам вице-премьера Ивана Бамбизы, аграрный сектор Беларуси в 2005-2009 годах получил более 21 трлн прямых и косвенных субсидий и дотаций. Так, только в 2009 году на эти цели из бюджетов всех уровней было направлено 4,6 трлн рублей, или 212 долларов в расчете на 1 га, что на 30% выше уровня 2008 года. Заместитель премьер-министра признал, что, несмотря на такую поддержку, в работе АПК есть значительные недостатки. Уровень рентабельности по конечному финансовому результату в 2009 году в сельхозорганизациях составил 14,2% против 18,7% в предыдущем, в том числе от реализации продукции - 4,2% против 6,3% в 2008-м. Вместе с тем сельхозорганизации по итогам 2009 года должны были обеспечить уровень рентабельности сельхозпроизводства не ниже 22-25%. Снизилась также чистая прибыль предприятий сельского хозяйства. Она составила 1,4 трлн рублей, или 86% к уровню 2008 года.
Эксперты Всемирного банка (ВБ) провели более детальное исследование о влиянии господдержки на производительность и конкурентоспособность сельского хозяйства Беларуси. Но их анализ еще раз доказал его иждивенческие настроения.
Опека является повышенной
Однако для начала аналитики ВБ напомнили истоки господдержки. Беларусь считалась "наименее благоприятной" зоной для сельскохозяйственного производства в связи со сравнительно бедными почвами и в этой связи являлась получателем существенных субсидий в последние десятилетия советской эры. Однако страна сумела использовать эту поддержку для заметного повышения производительности, в результате чего сформировался агропродовольственный сектор, который был более продуктивным, чем в среднем по Советскому Союзу. В период с 1985 по 1990 гг. производительность труда в сельском хозяйстве возросла примерно на одну треть в сравнении со средними показателями по СССР на уровне менее 20%. После распада Советского Союза Беларусь начала проводить аграрные реформы, аналогичные тем, что и в большинстве других стран с переходной экономикой. Однако впоследствии данный процесс реформирования был остановлен, в результате чего сохранились ключевые инструменты плановой экономики, такие как контроль государства над управлением сельскохозяйственными предприятиями, доведение планов по производственным заданиям, госзакупки и поставки ресурсов, бюджетные льготные кредиты и субсидии, а также ценовое регулирование и контроль над зарплатой.
Сельское хозяйство по уровню господдержки находится в лидерах среди отраслей белорусской экономики. По оценкам аналитиков ВБ, на долю поддержки сельского хозяйства приходится значительная часть общих госрасходов в Беларуси. В 2005-2007 годах расходы на сельское хозяйство, удельный вес которых составлял 8-9% общих расходов госбюджета, превышали расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность, взятые вместе, и были немногим меньше расходов на здравоохранение. Если к бюджетным расходам добавить оценочную стоимость для бюджета налоговых льгот, то объем бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в Беларуси увеличится примерно на 26-35% (за период с 2005 по 2007 годы).
Бюджетные расходы на сельское хозяйство в Беларуси (по отношению к ВВП, совокупным расходам бюджета и общей площади сельхозугодий) существенно выше, чем в России и Украине, в других странах с развивающейся экономикой, таких как Мексика и Турция, и в промышленно развитых странах, таких как Австралия, Канада и Новая Зеландия, но меньше, чем во многих других богатых странах. В 2007 году показатель по Беларуси в размере 226 долларов (в 2009 году он, напомним, составлял 212 долларов) на гектар сельхозугодий превышал средний показатель по США в размере 214 долларов и был только примерно на 20% ниже, чем показатель по 12 новым странам-членам ЕС, который составил 272 доллара. Только в странах ЕС-15, Японии и Швейцарии бюджетная поддержка сельского хозяйства из расчета на гектар превышалп поддержку в Беларуси. Однако, отмечают эксперты ВБ, эти страны с высоким уровнем доходов, но размер сельскохозяйственного сектора у них невелик, поэтому они могут позволить себе высокий уровень поддержки.
В феврале на коллегии Минсельхозпрода глава ведомства Семен Шапиро констатировал, что "практически все сельхозорганизации убыточны и не имеют собственных оборотных средств даже на мелкие расходы". При этом он заявил, что эра иждивенчества для аграриев заканчивается. Однако для исправления ситуации требуется провести структурные реформы отрасли.
Фермеры на смену колхозам
Эксперты Всемирного банка обосновано отмечают, что структура сельского хозяйства Беларуси "отличается высоким уровнем дуализма". 1 600 крупных сельхозпредприятий (читай сохранившиеся с советских времен колхозы и совхозы) обрабатывают 86,3% сельхозугодий. Средний размер таких хозяйств составляет почти 4 000 гектаров. В другой части спектра - более одного миллиона личных подсобных хозяйств, средний размер которых составляет немногим менее одного гектара, и на долю которых приходится остальная часть сельскохозяйственных угодий (12,5%). Между ними - около 2 000 частных фермерских хозяйств (средний размер которых составляет 53 га), которые обрабатывают 1,2% сельхозугодий. Удельный вес этих фермерских хозяйств в объеме валовой продукции сельского хозяйства постоянно снижается, начиная с 1995 года.
Казимир Козловский, бывший советник министра сельского хозяйства и продовольствия (2004-2009 годы), полагает, что ставка государства на крупные аграрные комплексы вполне оправданна. "За такими предприятиями будущее. Купить современную высокопроизводительную сельхозтехнику под силу крупному предприятию. Использовать ее в маленьком хозяйстве просто нерационально. Если разводить высокопродуктивный скот, то нужно иметь целый штат специалистов, ученых-селекционеров, что также не под силу мелкому хозяйству", - пояснил эксперт в интервью БелаПАН.
Доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент Национальной академии наук Иван Никитченко считает, у крупных сельхозкомпаний будущего нет. "Все эти ОАО, будут, по сути, такими же колхозами, какие существовали в советское время, только более крупными. И они смогут работать только за счет бюджета, - заявил он. - Земля должна получить хозяина, полноценного собственника с тремя правами: владения, пользования и распоряжения. И никто не должен вмешиваться в эти права, кроме суда, если это потребуется".
На взгляд многих экспертов, одним из выходов в создавшейся ситуации могло бы стать увеличение доли фермерских хозяйств. По словам члена совета Белорусского общественного объединения фермеров Виктора Жудро, "фермерство - это существенное пополнение продовольственного рынка, новые рабочие места, гарантированная оплата труда, восстановление неиспользуемых земель". Однако государство не уделяет должности внимания развитию фермерских хозяйств. Мало того, что поддержка сведена к минимуму, так еще фермерам приходится сталкиваться с рядом препон. "У нас провозглашаются равные принципы хозяйствования, но на деле их нет. Из бюджетов всех уровней поддержка сельхозпредприятий в среднем на один гектар составляет 212 долларов. Поддержка фермерских хозяйств даже близко не сопоставима с этой суммой", - отметил Жудро в интервью БелаПАН. Он подчеркнул, что фермерские хозяйства часто сталкиваются с проблемами при решении вопросов, касающихся получения удобрений, предоставления льготных кредитов, создания материально-технической базы, строительства помещений, отвода земли. "Если с этим столкнуться, то поддержки никакой, а препятствий много", - сказал он. Иногда возникают проблемы со сбытом продукции, так как потенциальным покупателям местные власти "в приказном порядке запрещают приобретать продукцию у фермеров, хотя ее качество и цены не хуже, чем у продукции СПК".
Выход на рынки ЕС
Министр Шапиро считает, что "создание мощных республиканских компаний, структурно объединяющих предприятия АПК", необходимо для выхода белорусской продукции на внешние рынки. А здесь у Минсельхозпрода далеко идущие планы. Шапиро надеется через несколько месяцев начать активно наращивать поставки мясомолочной продукции в страны Евросоюза, которые выставляют жесткие требования к организации всей цепочки производства продукции, от кормления животных до поставки продукции конкретным потребителям. Для доступа к единому рынку Европейского Союза эксперты ВБ советуют принять соответствующее законодательство о безопасности продовольствия и создать соответствующие институты. К примеру, недавно президент Беларуси дал согласие на создание Белсельхознадзора.
Правда, вопросами безопасности и качества покорение Евросоюза не ограничивается. Другой серьезный момент - активная государственная опека сельского хозяйства. Этот фактор является одной из ключевых препон на пути вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию. По данным экспертов Всемирного банка, "две трети бюджетной поддержки сельского хозяйства в Беларуси предоставляется посредством мер, которые считаются мерами, вызывающими перекосы в торговле, т.е. мерами, относящимися к "желтой корзине" в терминологии ВТО. В рамках ВТО в отношении мер "желтой корзины" принимаются обязательства по их сокращению, поскольку они вызывают перекосы в производстве и торговле. Ценовая поддержка и субсидирование ресурсов являются типичными примерами мер "желтой корзины". Мерами "зеленой корзины", в свою очередь, считаются меры поддержки отечественных сельхозпроизводителей, которые не вызывают или, в крайнем случае, вызывают минимальные перекосы. К таковым относятся, например, финансирование здравоохранения и образования на селе, научные и консультационные услуги, ликвидация последствий природных катастроф, участие государства в схемах страхования сельскохозяйственных культур и так далее. Однако в Беларуси удельный вес мер "зеленой корзины" даже несколько сократился с 11% в 2005 году до 9% в 2009 году. Если взять все страны, представившие в ВТО свои перечни мер "зеленой корзины", удельный вес мер "зеленой корзины" в поддержке в рамках "желтой" и "зеленой корзин", взятых вместе, вырос с 50% в середине 1990-х годов примерно до 70% в 2003 году. В частности, по ЕС эта доля выросла с менее 30% почти до 50%. Эксперты советуют Беларуси "пересмотреть характер и структуру своей государственной поддержки сельского хозяйства, если она желает привести свою поддержку сельхозпроизводителей в соответствие с общепринятой практикой стран-членов ВТО".
Структурные реформы
Справедливости ради стоит сказать, что структурные преобразования быстро и безболезненно не происходят. В этой связи эксперты ВБ рекомендуют создать специальные программы поддержки, чтобы помочь отрасли справиться со структурными шоками. "Таким образом правительство смогло бы в более полной мере и, возможно, с меньшими затратами государственного бюджета, достичь своих целей развития сельского хозяйства без ущерба для других важных направлений политики, таких как продовольственная безопасность и уровень доходов на селе", говорится в докладе Всемирного банка.
В качестве первоочередных мер эксперты ВБ предлагают отказаться от тотального государственного контроля, провести либерализацию цен на ресурсы для сельскохозяйственного производства и готовую продукцию. Это поможет перераспределить ресурсы в руки более эффективных производителей, что в свою очередь будет иметь положительный эффект по созданию рабочих мест, и, в конечном итоге, обеспечит более привлекательные доходы в сельской местности.
Эксперты советуют уделить больше внимания образованию, подготовке кадров для сельского хозяйства. Это, в частности, поможет руководителям "адаптировать производственные технологии и практику управления хозяйством к рыночным сигналам".
Справка. Меры господдержки
Правительство Беларуси определяет закупочные цены практически на все виды сельскохозяйственной продукции. Цены, как правило, устанавливаются на таком уровне, который позволяет сельскохозяйственным предприятиям получать "нормативную" рентабельность, включая государственные субсидии и компенсации.
Ежегодно правительство утверждает план прямых государственных инвестиций на безвозмездной основе в определяемые правительством предприятия. Эти инвестиции финансируются из республиканского бюджета и Фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и направляются в соответствии с Государственной программой развития села. Помимо такой обычной программы инвестиций, правительство реализует специальные инвестиционные проекты, такие как, например, проект развития молочнотоварных ферм, который предусматривает строительство 118 новых молочнотоварных ферм. Помимо таких прямых инвестиций, государство предоставляет ссуды из бюджета и обеспечивает гарантиями банковские кредиты, субсидирует процентные ставки, финансирует производимое время от времени списание долгов.
Горюче-смазочные материалы продаются сельскому хозяйству по льготным ценам.
Заградительные пошлины на ввоз импортной сельхозпродукции обеспечивают защиту внутреннего рынка.