Минск ставит перед комиссией Таможенного союза вопрос о дискриминации со стороны России
Об этом сообщил представитель органов госуправления Беларуси.
По мнению белорусской стороны, применение Россией данного рода пошлин является нарушением международных обязательств, предусмотренных соглашениями, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза. В частности, это касается соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года (вступило в силу 30 ноября 1995 года), договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (23 декабря 1999 года), договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года (10 октября 2008 года).
Согласно телетайпограмме первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы РФ, начальникам региональных таможенных управлений и начальнику центральной энергетической таможни предписано «при таможенном оформлении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ввозимых с территории России в Беларусь с 1 января 2010 года применять ставки вывозных таможенных пошлин, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 № 1091» (в настоящее время применяется постановление правительства РФ от 28 января 2010 года № 32 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории России и территорий государств-участников соглашений о таможенном союзе»).
Меры таможенного администрирования, осуществляемые в России в соответствии с указанной телетайпограммой, противоречат как международным договорам, так и национальному законодательству России и приводят к прекращению поставок в Беларусь параксилола, технического парафина, вазелина, минеральных восков и ряда других продуктов нефтепереработки, необходимых для нормального функционирования организаций химической промышленности Беларуси (что фактически означает их полную остановку), негативно влияют на сложившиеся в течение многих лет взаимовыгодные отношения субъектов хозяйствования различных отраслей народного хозяйства Беларуси, России и Казахстана.
Представитель госорганов также отметил, что решение о взимании вывозных таможенных пошлин на продукты нефтепереработки, поставляемые из России, распространяется только на одну страну-участницу Таможенного союза.
Поскольку в соответствии со статьей 6 договора о комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года (вступил в силу 10 октября 2008 года) одной из функций КТС является осуществление мониторинга исполнения международных договоров по формированию таможенного союза, белорусская сторона считает необходимым рассмотреть на ближайшем заседании КТС вопрос о нарушении российской стороной вышеперечисленных международных договоров и обязать российскую сторону принять меры по прекращению взимания вывозных таможенных пошлин в соответствии с обязательствами в рамках Таможенного союза, а также компенсации субъектам хозяйствования уплаченных вывозных таможенных пошлин, подчеркнул чиновник.
В этой связи белорусская сторона надеется, что при рассмотрении вопроса о применении Россией по сути дискриминационных мер в отношении Беларуси комиссия Таможенного союза проявит принципиальность и примет решение, обеспечивающее равные подходы к регулированию торгово-экономических отношений между странами-участницами Таможенного союза.