Экономическая либерализация — в круге втором
Правительство вот-вот разродится очередным планом «по дальнейшей либерализации» экономической деятельности в стране. Как заявил заместитель министра экономики Андрей Тур, этот план на 2010 год, как сообщает БЕЛТА, включает «все компоненты нашего развития» и касается лицензирования, регистрации, ценообразования, контрольной деятельности, рынка труда.
Многое из того, что еще планируется сделать, было обещано еще больше года назад. В частности, по отмене лицензируемых видов деятельности. Пример с этой сферой красноречиво показывает, что государство не желает ослаблять административный контроль в экономике.
По высказываниям Андрея Тура в разное время можно проследить за тем, как в правительстве готовился указа по сокращению лицензируемых видов. Документ не принят до сих пор, и когда это произойдет, неизвестно.
Впервые о подвижках в этой сфере заговорили еще в конце 2008-го. Тогда Тур сообщил о том, что правительство готовит проект указа, который предусматривает сокращение лицензируемых видов деятельности. Их количество не называлось, Тур лишь заявил, что планируется отменить лицензирование розничной торговли (кроме подакцизных товаров), на которую приходится около 40% всех выдаваемых в стране лицензий.
В мае 2009 года замминистра уже заявил, что планируется отменить лицензирование 14 видов деятельности, среди которых розничная торговля, образовательные, транспортные, туристические, нотариальные, риэлторские и страховые услуги.
Но уже к началу июля число подлежащих отмене лицензируемых видов сократилось. Как сообщил тогда замминистра, предлагалось отменить 8 видов деятельности (из 53-х), на которые нужна лицензия, а еще пять видов будут сведены в два. Тогда же, в июле, проект указа был одобрен на совещании с участием премьер-министра Сергея Сидорского.
Однако осенью выяснилось, что «кипучей» работе правительства по сокращению лицензируемых видов был поставлен «неуд». В сентябре проект указа был возвращен президентом после докладной записки его администрации обратно в Совмин на доработку в связи с небольшим числом видов деятельности, предлагавшихся для отмены. При этом было дано поручение «максимально сократить» лицензируемые виды.
Правда, выполнять это поручение госорганы, судя по дальнейшим результатам, не торопились. В ноябре на Белорусском инвестиционно-экономическом форуме в Минске Андрей Тур поведал, что предлагается отменить лицензирование в Беларуси только 18 видов деятельности, то есть лишь около одной трети от общего количества.
Правда, и это количество впоследствии сократилось. В минувшую пятницу, 19 февраля, все тот же Тур заявил журналистам, что планируется отменить лицензирование уже 16 видов деятельности из 53-х. При этом предусмотрено к сокращению менее половины составляющих эти виды работ и услуг, на которые требуется лицензии, то есть из 331 вида останется 210. Впрочем, в проекте, который был отправлен осенью на доработку, их было еще меньше (всего 55). Но, если верить заместителю министра, общее количество выдаваемых в Беларуси лицензий в результате этих мер сократится ориентировочно на 62-63%. Хотя, если учесть, что основная часть приходится на розничную торговлю (около 40%), то общая картина в сфере лицензирования вряд ли изменится.
Кстати, когда будет принят указ, чиновники говорить не берутся. Ранее планировалось, что документ вступит в силу с 1 января 2010 года, а в доработанном варианте конечным сроком названо 1 июля. Сейчас проект указа находится в Администрации президента, и если не будет кардинальных замечаний, то в ближайшее время он будет представлен главе государства, а принят весной, предположил на минувшей неделе замдиректора департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Топилин.
Однако есть все основания полагать, что этот проект снова будет отправлен на доработку. Ведь количество лицензий и составляющих их работ и услуг сокращено не столь значительно, как планировалось.
Затянувшуюся подготовку и принятие документа в Минэкономики объясняют длительными дискуссиями, которые шли между заинтересованными сторонами о необходимости отмены лицензирования некоторых видов деятельности. По словам Топилина, с одной стороны у государства есть необходимость значительной либерализации экономической деятельности, а с другой — желание все-таки сохранить определенный контроль. Мол, государство должно обеспечивать экономическую безопасность, а также безопасность жизни и здоровья граждан. И в этом заключается суть либерализационных подходов.
«Что-то предлагалось исключить, а госорган настаивал на сохранении лицензирования зачастую для того, чтобы иметь рычаги влияния на ту или иную сферу, на субъекты малого бизнеса. Иногда просто лоббировался интерес того или иного ведомства, а Минэкономики предлагало этот интерес исключить, чтобы бизнесу было проще», — говорит чиновник.
Правда, если судить по конечному результату, Минэкономики все же не проявило настойчивости для упрощения жизни предпринимателям.
Как заявил Топилин, разработанный проект указа представляет собой своеобразный мини-кодекс по вопросам лицензирования и направлен «на комплексное регулирование» всех вопросов в этой сфере, таких как выдача лицензии, ее продление и так далее. Проект указа также исключает возможность двоякого толкования госорганами установленных норм и возможность принимать свои акты. Впрочем, аналогичные благие цели закладывались и при разработке указа по аренде № 518. Однако в итоге в расчетах ставок аренды власти и бизнес запутались окончательно, что потребовало дополнительных разъяснений со стороны разработчиков и корректировки документа.
Стоит отметить, что отмена лицензирования еще не означает послаблений. Ведь вместо нее планируется ввести обязательную сертификацию. Соответствующий указ президента сейчас также готовится. При этом для розничной торговли лицензирование предполагается заменить торговым реестром…