Валерий Бойко: Лишь 15% владельцев карточек знают обо всех возможностях своих карт
23.02.2010 15:41
—
Новости Экономики
Большинство белорусов получает зарплату на пластиковые карточки, но степень доверия к ним по-прежнему достаточно низка, уверен Валерий Бойко, директор департамента по работе с карточными продуктами "Приорбанка". О том, чем различаются банковские карточки разных платежных систем, можно ли получить карточку зарубежного банка и как правильно совершать платежи через интернет, наш гость рассказал в студии TUT.BY.

Сложно сказать, кто является продвинутым пользователем, но, на мой взгляд, таких понимающих пользователей процентов пятнадцать. Это не те люди, которые дважды в месяц подходят к банкомату и снимают аванс и зарплату, а те, кто пользуется карточкой для расчетов в магазинах, оплаты коммунальных платежей, у которых есть возможность интернет-банкинга и sms-банкинга.
Продвинутый пользователь должен знать, что означает тип его карты?
Несомненно должен знать. Дело в том, что в интернете не все карточки принимаются, равно как и не по всем карточкам можно рассчитываться за границей, забронировать гостиницу или автомобиль. Самые продвинутые могут пользоваться и этими услугами.
Какой самый распространенный тип карточки в Беларуси?
Самый распространенный тип – это Visa Electron. Это самая простая карточка платежной системы Visa, может быть как национальной, так и международной, то есть, ей можно пользоваться за границей, по ней можно снимать валюту, но, к сожалению, ею нельзя рассчитываться в интернете, нельзя бронировать гостиницы и совершать МОТО-транзакции, то есть, транзакции по телефону.
Какого типа карточка считается карточкой для продвинутого пользователя?
Это уже Visa Classic, Visa Gold или MasterCard. Это эмбоссированная карточка, с выдавленным номером на ней, и ее можно использовать не только для совершения электронных операций по магнитной полосе, но и операции card not present, в которых карточка физически не участвует.
Как можно расширить потенциал карты Visa Electron, чтобы совершать с нею больше действий?
Если вам нужно совершать определенные операции, бронировать авиабилеты или гостиницы, то единственным вариантом может быть смена карточки – получайте Visa Classic, Visa Gold или MasterCard.
Если у вас Visa Electron domestic, то есть, карточка, которой можно рассчитываться только в своей стране, можно обратиться в банк с заявлением, чтобы сделать ее международной.
Чем отличаются продвинутые карточки Visa Classic, Visa Gold или MasterCard между собой? Как выбрать карточку для продвинутых?
Основной функционал у них абсолютно одинаков. Visa Gold – это премиальный продукт, по которому международный банк предлагает перечень дополнительных услуг, опосредованно связанных с платежами: это могут быть услуги консьержа, страховка, информационная поддержка со стороны Visa, продленная гарантия, priority pass в аэропорту. То есть, это уже элементы престижа.
Могут ли белорусы получать банковские карточки не только белорусских банков или иностранных банков, действующих на территории Беларуси? Могу ли я поехать в ближайшую страну и в качестве элемента престижа получить карточку российского банка?
Поехать можете, но для того, чтобы получить карточку в соответствии с нашим законодательством, нужно будет обратиться в Национальный банк, чтобы получить разрешение на открытие счетов за границей.
Насколько применимой эта карточка будет на территории Беларуси?
Карточка будет применима точно так же, как и белорусская, единственное ее отличие будет в тарифах. Если вы снимаете деньги по этой карточке в банкомате, будете выплачивать дополнительную комиссию. В магазинах можно будет рассчитываться точно так же, как и белорусской, ее точно так же будут принимать, как и карточку любого белорусского банка.
В чем разница между карточками Visa и MasterCard?
На сегодняшний день принципиальной разницы между карточками этих двух платежных систем нет. Карточки одинаково хорошо принимаются и в Европе, и в Азии, и в Америке. Разница была несколько десятков лет назад после того, как MasterCard слился с Eurocard и был наиболее распространен на европейском рынке, чем Visa. Но за последние годы ситуация полностью выровнялась, причем, в отдельных регионах Visa держит свои позиции даже несколько сильнее, чем MasterCard.
А белорусским банкам есть разница, какие карточки обслуживать?
В принципе, нет, тарифы примерно одинаковы, разница несущественна. С технологической точки зрения разницы нет.
Что для банков вообще значит "обслуживание банковской карточки"?
Банк является эмитентом банковской карточки, который ее выпустил, передал клиенту, позволяет совершать определенные расчеты, взаимодействует с клиентом по установлению лимитов и т.д. Кроме того, банк является эквайром, который обслуживает платежные терминалы или банкоматы, через которые происходят расчеты по этой карточке.
В Беларуси есть национальная карточная система "БелКарт". Принято решение, что предприятия до конца года должны перейти именно на эти карточки. Создаст ли это дополнительные сложности как для обычных пользователей, так и для банков, которые будут обслуживать карты?
У обычных пользователей никаких дополнительных сложностей и трудностей не возникнет, тем более, что многие банки приняли мудрое решение оставить старые карточки клиентам и в дополнение к ним выпустить к тому же счету карточку "БелКарт".
С точки зрения банков, я думаю, больших сложностей тоже не возникнет: в свое время было принято решение перейти от карточек "БелКарт" с чипом на более дешевые карточки "БелКарт-М" с магнитной полосой. У банка незначительно увеличатся расходы на выпуск пластика, не более того.
У банков, которые обслуживаются не на банковском процессинговом центре, могут возникнуть небольшие технические вопросы по взаиморасчетам, но это момент, который пользователям не виден.
Степень доверия к операциям, проводимым в интернете, у нашего населения достаточно низка. Все ли продвинутые клиенты пользуются всем спектром услуг, которые предоставляет банковская карточка?
Конечно, не все. Действительно, есть такая проблема: люди по-прежнему боятся чего-то нового, в том числе, и интернета, видя живые примеры мошеннических операций, клиенты боятся платить в сети. В принципе, если соблюдать элементарные меры предосторожности, расчеты в интернете могут быть не опаснее расчетов в торговых точках и гипермаркетах.
Что может стимулировать белорусов к тому, чтобы становиться продвинутыми пользователями своих банковских карт?
В интернете стимулировать может цена. Когда товары в интернете будут дешевле, чем товары в магазинах, рано или поздно люди перестанут бояться и осторожничать и начнут пользоваться интернет-платежами. Кроме того, содействовать этому может уровень образования: нужно хорошо разбираться в интернете, не делать элементарных ошибок, не пользоваться сайтами, которые ты видишь впервые или которые вызывают сомнения в надежности.
А если люди боятся вводить номер карты из-за того, что хакеры его перехватят?
На всех сайтах, которые работают через банки, номер карточки вводится не на сайте продавца, а на сайте банка по защищенным соединениям, так что вероятность перехвата номера карточки нулевая.
А как быть, если платеж совершен не по адресу и деньги ушли не тому, кому они предназначались?
Такие варианты возможны, скорее всего, только при оплате коммунальных услуг и телефонов, где вы сами вводите лицевой счет или другой номер, куда уходят деньги. В обычном интернет-магазине это сделать сложно. В случае с ошибкой в коммунальных платежах вам нужно обратиться в службу поддержки того сайта, где вы платили, и вам расскажут, как поступить. Как правило, действия такие же, как если бы вы уплатили через инфокиоск или банкомат: вам нужно будет обратиться, например, в офис мобильного оператора, предоставить карт-чек и уточнить номер телефона, счет которого вы пополняли.
Есть ли какие-то регламентированные сроки возврата средств, ушедших не по адресу?
Если вы обратились в течение того дня, когда совершали оплату, деньги можно вернуть. Если же вы обратились на следующий день, вы сможете только уточнить реквизиты того платежа или уже с конечным получателем средств договариваться о возврате денег.
Как быть, если клиент потерял свою карточку?
В этом случае нужно заблокировать карточку через колл-центр (службу поддержки) или явившись в банк. Для этого желательно номер колл-центра иметь не только на обратной стороне карточки, но и в мобильном телефоне.

Карточка, как правило, меняется в течение трех-четырех дней в зависимости от региона. В Минске карточка заменяется быстрее, по регионам нужно учитывать еще и время доставки карточки.
Влияет ли тип карты на время замены и выдачи новой?
Абсолютно не влияет: технология изготовления карточек совершенна одинакова.
Что делать, если банкомат не отдает карточку?
Нужно звонить или в свой банк, или в службу поддержки, которая обслуживает банкомат. Номер телефона, как правило, указан на банкомате.
Сроки, в которые карточку вынут и вернут владельцу, зависят от банка и от того, где находится банкомат. Некоторые банкоматы инкассируются каждый день, некоторые раз в неделю. Кроме того, необходимо время для пересылки карточки из одного банка в другой. Иногда проще перевыпустить карточку.
Как обеспечить безопасность счета в то время, когда карточка находится в банкомате?
После совершения операции банкомат спрашивает, вернуть ли карточку или продолжить операции. Если в этот момент вы ушли, следующий подошедший человек может нажать на "Продолжить" и совершать операции по вашей карточке. В этом случае вы рискуете потерять весь остаток средств на вашей карточке.
Если банкомат "заглотил" карточку, не выдает ее, но и не предлагает продолжить операции, то вы ничем не рискуете.
Правомерен ли отказ в приеме платежа по карточке "Приорбанка" из-за того, что она не именная?
"Приорбанк" не единственный, кто выпускает неперсонифицированные карточки, но такие карточки должны приниматься, причем, не только в Беларуси, но и по всему миру. Это нормальная практика для банков, которые обслуживают предприятия торговли и сервиса.
Неперсонифицированные карточки – это довольно узкий сегмент рынка, который, впрочем, растет, как и весь карточный рынок.
Среднестатистический европеец в своем портмоне имеет целый набор различных карточек. Нужно ли белорусам множество карточек в кармане?
Карточки, которые мы видим на западных рынках, - это не только зарплатные карточки, но и кредитные, корпоративные, возможно, карточки ко-бренды с предприятиям, футбольными клубами и т.д. Мы к этому тоже идем: количество кредитных карточек в стране постоянно растет, и уже у многих можно увидеть по две карточки. У некоторых есть специальные карточки для совершения операций в интернете, чтобы пользоваться не основной карточкой со всей своей зарплатой.
Что будет значить увеличение количества банковских карточек, которые находятся в обороте у белорусов? Усложнит ли это систему пользования ими?
С моей точки зрения, это никак не усложнит систему пользования карточками, единственное, что нужно будет помнить, какая карточка у вас зарплатная, а какая кредитная. Ни для банков, ни для предприятий ничего не изменится. Это всего лишь вопрос вашего удобства, внутренней методики распределения средств и рисков.
Насколько влияет уровень финансовой грамотности населения на интерес к тем или иным картам?
Такая тенденция есть в премиум-сегменте, где клиенты хотят выделиться на фоне остальных и получить карточку более высокого уровня. В остальном программы по увеличению финансовой грамотности направлены на изменение поведения клиентов, на стимулирование безналичных расчетов с использованием пластика, использования sms-информирования о совершенных операциях, что также противодействует мошенничеству, использования интернет и sms-банкинга.
О чем нужно помнить пользователям карточек, чтобы обезопасить себя от мошенников?
Карточка – это те же денежные средства, и с ней нужно обращаться точно так же: не забывать ее, не оставлять, не показывать и не давать в руки другим людям, не использовать в сомнительных точках.
Другие экономические новости можно узнать на www.finance.tut.by