Интернет в Беларуси

Источник материала:  
23.02.2010 11:43 — Новости Экономики

Белорусский интернет продолжает свое неспешное развитие: по мере удешевления доступа в сеть увеличивается число пользователей.

При этом, белорусские пользователи по-прежнему отдают предпочтение зарубежным интернет-ресурсам, что приводит к преобладанию более дорогого «импортного» трафика над локальным. Особенностью 2009 года стал рост тарифов на доступ в интернет после девальвации белорусского рубля в январе. Летом и осенью наблюдалось существенное понижение тарифов, вызванное конкуренцией между частными провайдерами, которые были вынуждены снижать цены вслед за монополистом рынка РУП «Белтелеком» [1].
В белорусском  интернете отмечается общая тенденция  снижения темпов роста рынка рекламы. Острая конкуренция между операторами  сотовой телефонной связи в долгосрочной перспективе создает благоприятные условия для развития рынка мобильного доступа в интернет и сетевых сервисов для мобильных пользователей. Ряд информационных событий указывает на продолжающееся взаимопроникновение контента сетевых и традиционных масс-медиа, что не остается без внимания общественных и политических институтов. Наконец, 2009 год уже дал несколько поводов для размышлений о путях преодоления традиционных для белорусского интернета асимметрий.
Основные  тенденции
- Снижение  стоимости доступа в интернет  и рост числа пользователей
- Появление  новых источников статистической  и аналитической информации по  белорусскому интернету
- Повышение  интереса к интернету со стороны  государственных и общественных  органов
- Взаимопроникновение  контента сетевых, электронных и печатных СМИ
Доступность интернета в Беларуси
Несмотря на 30-кратное снижение стоимости доступа  на протяжении последних 5 лет, интернет остается для белорусов существенно более дорогим по сравнению с соседними странами - в 4,5 (по сравнению с Украиной) и более раз по стоимости широкополосного доступа (для сравнения взята цена безлимитного доступа на скорости 1 Мбит/c) [2]. В 2009 году вслед за снижением тарифов наблюдался рост числа пользователей интернета. В апреле число абонентов, имеющих широкополосный доступ оценивалось в 470 000 [3]. В связи с отмеченным летним снижением цен на подключение, эта цифра к концу года выросла до 1 млн.
Данные по проникновению интернета по-прежнему разнятся от исследования к исследованию и позволяют сказать, что сегодня в Беларуси от 2,893 млн. (по апрельским данным компании Gemius) до 3,3 млн. пользователей (по сентябрьским данным Акавiты). По данным сентябрьского опроса НИСЭПИ 38,2% взрослых белорусов пользуются интернетом, среди которых 15,3% выходят в сеть ежедневно (см. http://iiseps.org).
Важным событием на рынке мобильного доступа в  интернет стал ввод в коммерческую эксплуатацию технологии 3G в октябре. Стандарт связи 3G позволяет передавать «тяжелый» контент (видео, звук) на высокой  скорости, а острая конкуренция между мобильными операторами, в первую очередь благодаря активным действиям оператора life:) на белорусском рынке рекламы, приводит к общему снижению цен на мобильный доступ в интернет и создает в долгосрочной перспективе условия для развития локальных (белорусских) контент-проектов.
События и инструменты  анализа данных
Как и прежде, 2009 год был насыщен специализированными  мероприятиями по развитию интернета  в Беларуси. Это проводимая под  эгидой Министерства информации выставка "ТИБО" (апрель), конференция "Байнет 2.3" (май), форум создателей сетевых медиа "МедиаБарКэмп 2009" (июнь, Литва), форум маркетологов "Креативный марафон. Highway" (август), конференция "Деловой интернет" (октябрь). Кроме этого, стоит отметить форум "СМИ в эпоху глобального экономического кризиса. Формирование социальных установок населения" (май), а также ряд круглых столов и другие профессиональные конференции.
На рынке  интернет-аналитики появились новые  профессиональные инструменты сбора  и анализа данных по аудитории  пользователей сети. Международная компания Gemius начала публикацию ежемесячных отчетов о характеристиках аудитории белорусских интернет-сайтов (см. http://gemius.by). Белорусская компания Акавіта презентовала первые результаты исследования "Тутэйшыя", которые с октября 2009 также предполагается публиковать ежемесячно (см. http://researchby.org). Социометрическая лаборатория НОВАК продолжает разработку программного комплекса iStar для анализа сетевой активности белорусов. Компания САТИО представила результаты своего исследования [4]. Указанные информационно-аналитические продукты используют методы онлайнового ("Тутэйшыя", iStar), оффлайнового (САТИО), и смешанного (Gemius) сбора данных. Особенностью 2009 года стал широкий интерес исследователей к социально-демографическим характеристикам сетевой аудитории.
Государство, общество и интернет
В марте был  представлен проект "Стратегии  развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года", подготовленной Министерством  связи и информатизации и НАН Беларуси. Документ предполагает установку нормативных требований по развитию в республике электронного правительства, электронного бизнеса, дистанционного образования и других сфер социального использования информационных технологий, которые безусловно окажут влияние и на развитие интернета. Проект направлен на рассмотрение правительство.
Интернет как  информационное пространство в Беларуси с юридической точки зрения остается белым пятном. Тем не менее, в 2009 году ряд влиятельных политических и  общественных деятелей продолжили высказывать пожелания о том, чтобы сделать интернет подотчетным государству и обществу. В июле с инициативой борьбы за "чистоту интернета" выступили создатели Общественного совета по нравственности митрополит Минский и Слуцкий Филарет и председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец. Эта цель, наряду с другими, закреплена в Положении о совете.
В марте Администрация  президента провела мониторинг сайтов государственных органов, а в  июле А. Лукашенко потребовал активнее использовать интернет для формирования положительного, в т.ч. инвестиционного имиджа республики. Одним из последствий этих заявлений стали, в частности, августовские рекомендации Мингорисполкома белорусским экспортерам в недельный срок обновить свои сайты актуальной информацией.
Сетевая публичность
Интернет-медиа в Беларуси приобретают все большее влияние на традиционные СМИ и на общественные институты. Отдельно стоит отметить взаимоотношения сетевых СМИ разного калибра между собой: государственных и негосударственных изданий, а также частных блогов и онлайновых СМИ с собственным штатом журналистов. В нескольких случаях в 2009 году широкий резонанс, который опубликованный материал получал в блогах и на интернет-форумах СМИ, приводил к сетевой цензуре пост-фактум.
1. 6 марта 2009 г. в газете «Советская Белоруссия» под псевдонимом Ксенофонт Суперфосфатов был опубликован фельетон «Много у нас диковин, каждый чудак - Бетховен». В статье в уничижительной форме описывалась жизнь и работа правозащитницы из Солигорска Яны Поляковой, которая накануне была приговорена к 2,5 годам ограничения свободы по обвинению в ложном доносе на сотрудника милиции. 7 марта правозащитница покончила с собой. Событие получило огромный резонанс в негосударственных белорусских сетевых масс-медиа и блогах. 9 марта статья была убрана с сайта газеты "СБ", на котором дублируется печатная версия издания. Одно из объяснений этого поступка, неофициально данное администратором интернет-форума "СБ" - аналогичное действие онлайн-редакции "Радыё Свабода", где якобы был убран репортаж "Салігорск: юрыстку Яну Палякову асудзілі за паклёп", прозвучавший в эфире радиостанции 4 марта (на данный момент материал доступен http://www.svaboda.org/content/article/1504078.html).
История получила институциональное продолжение. 10 марта Белорусская ассоциация журналистов выступила с заявлением по поводу публикации в «СБ», назвав этот материал позором для белорусской журналистики. 12 марта Белорусский союз журналистов выступил с ответным заявлением, в котором назвал действия БАЖ аморальными и безнравственными. 26 марта на первом заседании Общественного координационного совета в сфере СМИ председателем совета П. Якубовичем, который также является главным редактором "СБ", был поставлен вопрос о создании нового этического кодекса для белорусских журналистов.
2. В конце мая в интернет-газете "Белорусские новости" в разделе авторских колонок "Мнения" была опубликована статья Екатерины Синюк "Есть ли границы у гостеприимства?" о жизни в одном из студенческих общежитий города Минска и в частности о взаимоотношениях автора с проживающими там студентами из Китая. Комментаторы статьи усмотрели в тексте расистские и ксенофобские аргументы и начали активно критиковать автора и издание на форуме "БН". В конце концов редакция "БН" убрала статью с сайта без объяснения причин.
3. Случай Юрия Демидовича демонстрирует, что несмотря на сравнительную дороговизну доступа в интернет, "тяжелый" видео-контент может пользоваться спросом у белорусских пользователей.
В начале июня видеозапись выступления одного из участников отборочного тура национального детского конкурса "Песня для Евровидения-2009" Юрия Демидовича с песней "Волшебный кролик" стала популярным сетевым феноменом. Уже 9 июня заместитель председателя НГТРК Александр Мартыненко, курирующий детское "Евровидение", высказывал озабоченность, что столь пристальное внимание к одному из конкурсантов может плохо отразиться на остальных участниках. Видео активно смотрели и обсуждали в русско- и белорусскоязычном интернете, песню "Волшебный кролик" перевели на 7 языков, в блогах появлялись коллажи и рисунки на "кроличью" тему, видеоролики с кавер-версиями песни, открывались сетевые фан-клубы, а сам Юрий Демидович в конце концов чуть было не выступил на разогреве у группы The Prodigy на концерте в Минске 5 октября. Кроме белорусских СМИ и блогов, материалы по теме публиковали российские издания Lenta.Ru, "Известия", журнал "Огонек", что редко бывает с неполитическими новостями из Беларуси. 10 сентября Юрий Демидович уверенно выйиграл в финале отборочного тура и 21 ноября представил нашу страну на детском "Евровидении" в Киеве.
Асимметрии  рынка
Белорусский интернет всегда характеризовался рядом  асимметрий как в инфраструктуре, так и в распределении аудитории. В 2009 году можно выделить два события, которые со временем могут способствовать симметризации как белорусского рынка телекоммуникаций, так и рынка сетевого контента.
1. Инфраструктурная  асимметрия выражается в контроле  оператора "Белтелеком" над  западным и восточным интернет-шлюзами,  через которые Беларусь связана с "большим" интернетом. В результате, "Белтелеком" имеет возможность контролировать цены на внешний и внутренний трафик для частных провайдеров и в конечном счете влиять на стоимость доступа в сеть для физических лиц. 29 сентября стало известно о внесении РУП "Белтелеком" постановлением Совмина в план приватизации на 2009 год, а 15 октября на конференции "Деловой интернет" заместитель директора Парка высоких технологий А. Мартинкевич озвучил предложение о создании второго государственного оператора доступа в интернет. Перспективы приватизации "Белтелекома" пока остаются туманными, также как и будущее инициативы ПВТ по демонополизации доступа в интернет для белорусских провайдеров. Тем не менее очевидно, что первые важные шаги в этом направлении сделаны.
2. Аудиторная  асимметрия имеет два измерения  и выражается в том, что,  по данным "Белтелекома", 94% белорусских  пользователей предпочитают зарубежные (80% - российские) интернет-ресурсы белорусским. Внутри белорусского интернета наблюдается похожая картина с доминированием портала TUT.BY, который является абсолютным лидером по посещаемости (20% пользователей по данным САТИО) и по продажам баннерной рекламы (44% по данным "Акавіты") [4, 5]. 6 октября информационное агентство "Интерфакс-Запад" запретило TUT.BY републиковать свои материалы, чем создало важный прецедент на формирующемся в Беларуси рынке сетевого контента. Суть критики в адрес TUT.BY заключалась в том, что портал, наполняющий свою главную страницу и соответствующий новостной раздел news.tut.by во многом за счет заимствованных полнотекстовых материалов, уводит у первоисточников аудиторию и рекламодателей. В ответ TUT.BY справедливо возразил, что обязательная публикация гиперссылок на первоисточник под републикованными материалами наоборот приводит к росту посещаемости и рейтинга первоисточника. Эту дилемму каждое онлайн-медиа решает по-своему, однако созданный агентством "Интерфакс-Запад" прецедент открывает для белорусских производителей интернет-контента перспективу иных (например, коммерческих) взаимоотношений с сайтами-агрегаторами новостей.
Выводы
Рынок маркетинговых  исследований интернета наполняется  новыми коммерческими и некоммерческими  инструментами сбора и анализа  данных, что делает белорусский интернет более прозрачным и предсказуемым. Созданные осенью 2009 прецеденты (запланированное акционирование РУП "Белтелеком" и инициатива "Интерфакс-Запад") указывают на возможное в ближайшем будущем преодоление инфраструктурной и контентной асимметрий в белорусском интернете. Снижение тарифов, рост числа пользователей как стационарного, так и мобильного интернета в долгосрочной перспективе создает благоприятные условия для развития локальных контент-проектов, в т.ч. и с "тяжелым" контентом (аудио- и видео материалы). Ряд сетевых событий указывает на продолжающийся рост влияния интернета на государственные и общественные органы в Беларуси.
Белорусским политикам и активистам гражданского общества, озабоченным ограничением доступа к национальным СМИ и  к традиционным сетям распространения информации стоит обратить внимание на складывающиеся в интернете условия для проведения информационных кампаний и вернуться к удачным находкам в коммуникации с избирателями и аудиторией в дополнение к традиционным методам "работы с населением". В качестве примера использования интернета можно привести сетевую мультимедийную активность российского президента Д. Медведева, новогоднее видеообращение А. Милинкевича в 2007 году через собственный сайт, не говоря уже о текстовых блогах российских и белорусских политиков. Затраты на производство такого видеоконтента невелики. Необходимый минимум для входа в сетевое информационное пространство обеспечивает цифровая видеокамера и канал в интернет, а при творческом подходе к видеоконтенту можно завладеть вниманием достаточно широкой и граждански активной аудитории.
http://www.belinstitute.eu/
Ссылки:
1. Быковский  Павлюк. Эволюция сети интернет. // Белорусский ежегодник 2008, Минск 2009, сс. 246-256.
2. Зиссер Юрий. Развитие белорусского интернета в 2009 г. // Доклад на конференции "Деловой интернет" 15.10.2009, http://it.tut.by/download/di/di2009_zisser.ppt.
3. Выступление Ивана Рака, первого заместителя министра связи и информатизации на форуме ТИБО, 21.04.2009.
4. "Интернет в борьбе с «памяркоўнасцю»: голоса белорусов в глобальной паутине", http://satio.by/publications/researches/190.html
5. "Баннерная реклама в Беларуси: I полугодие 2009 года", http://www.akavita.com/reports/research_Iq_2009.pdf.

←Беларусь хочет выровнять торговый баланс с Италией

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика