Что потеряли и чего не нашли
Таможенный союз, лишивший республику привычных механизмов тарифного регулирования, пока не принес существенного выигрыша взамен. Под сомнением оказалась не только возможность приобретения по льготным ценам энергоресурсов, но и идея перейти с 1 июля к свободному обращению товаров в рамках ТС.
Один из насущных вопросов, волнующих сейчас отечественных субъектов хозяйствования, — действуют ли временные ставки таможенных пошлин, установленные рядом указов? Ведь их не отменяли, несмотря на несоответствие вступившему в силу Единому таможенному тарифу (ЕТТ) трех стран.
При проведении внешнеторговых операций руководствоваться нужно ЕТТ, подготовлено соответствующее разъяснение Государственного таможенного комитета. Кроме того, в ближайшее время следует ожидать появления декрета Президента на этот счет. Об этом в ходе недавнего заседания Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь сообщила начальник управления экономического развития и информационного обеспечения БАМАП Наталья Высоцкая, которая сослалась на полученные ассоциацией разъяснения МИДа и ГТК.
Между тем механизм предоставления индивидуальных и общих таможенных преференций в виде нулевых или повышенных (защитных) ввозных пошлин на различные группы товаров в последние годы превратился в распространенный и достаточно эффективный способ воздействия на внутренний рынок. Кроме того, гибкая тарифная политика рассматривалась как одна из мер поддержки реального сектора в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Многие субъекты хозяйствования успели оценить нулевые и пониженные пошлины на ввозимое технологическое оборудование, машины, комплектующие и сырье. Иных в конкурентной борьбе с иностранными производителями спасали заградительные ввозные пошлины. Теперь придется ориентироваться на ЕТТ, ставки которого по некоторым позициям отличаются в несколько раз.
Так, Указом от 15.11.2009 № 532 в целях поддержки отечественных производителей сроком на 9 месяцев (до августа) установлены повышенные таможенные пошлины на ряд товаров продовольственной группы. Утвержденные им ставки вдвое выше, чем в ЕТТ, для кондитерских изделий из сахара (подпозиция ТН ВЭД 1704 90 610 0), макаронных изделий (1902 19 900 0), сыра и творога (0406), муки пшеничной (1101 00 150 0), крупы и муки грубого помола (1103 11 900 0). Двенадцатикратное отличие по репчатому луку, моркови, белокочанной капусте, столовой свекле (180% против 15% от таможенной стоимости). А по свежему картофелю разница составляет 36 раз (180 против 5%)!
Еще более ощутимым для белорусской экономики может быть повышение ставок на некоторые виды инвестиционных товаров, для которых Указом от 8.10.2009 № 497 установлены нулевые пошлины на ввоз. Идеологи Таможенного союза хоть и пообещали обеспечить льготный импорт высокотехнологического оборудования, обнулить пошлины по большинству позиций не осмелились. Так что теперь примерно по 200 товарам, обозначенным Указом № 497, нам придется поднять ставки с 0 до 5–20%. Если учесть, что речь идет о дорогостоящей продукции (к примеру, станки с числовым программным управлением или башенные краны стоят до нескольких сот тысяч USD), для многих дополнительные расходы могут оказаться очень ощутимыми.
Рост пошлины на инвестиционный импорт весьма некстати, особенно если учесть, что в IV квартале 2009 г. — начале 2010-го в республике произошло существенное замедление инвестиционной активности. В январе затраты на приобретение машин, оборудования и транспортных средств к аналогичному периоду 2009 г. снизились на 22,6%. Тренд также плохо коррелирует с планами перевести экономику на инновационный путь развития. Можно, конечно, переключиться на беспошлинные закупки машин и оборудования в соседней России, но большинство используемых там технологий новыми не назовешь.
К слову, в правовой базе ТС заложен механизм применения одной из стран союза отличных от единого тарифа ставок ввозных таможенных пошлин. Правда, более низкая ставка может быть установлена лишь на товары, которые не производятся в союзе либо производятся в недостаточном количестве. При этом решение должно быть принято Комиссией ТС на основе консенсуса, т.е. единогласно.
В союзной тройке такой прерогативой пока смог воспользоваться только Казахстан, которому в 2010–2019 гг. позволено применять нулевую ставку ввозных пошлин при импорте сахара-сырца для промышленной переработки на своих заводах. А вот белорусская просьба освободить республику от уплаты ввозных таможенных пошлин при импорте судов гражданской авиации, озвученная на январском заседании Комиссии ТС, лишь принята к сведению.
Предполагалось, что некоторые наши потери можно будет компенсировать снятием барьеров для белорусских товаров на рынках ТС. Стимулы к развитию также получат логистические центры, т.к. после 1 июля любой импортированный товар, прошедший таможенное оформление в одной из стран союза, будет выпускаться в свободное обращение в рамках всего ТС. Однако сегодня некоторые представители таможни сомневаются, что механизм можно будет запустить в срок. Возможно, планы придется сместить на 2011 или даже 2012 годы.
В белорусском МИДе такие вольные трактовки договоренностей, достигнутых на высшем межгосударственном уровне, воспринимают весьма болезненно. Комментируя по просьбе «ЭГ» возможность переноса сроков, заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Антон Кудасов напомнил, что решение создать единую таможенную территорию принято главами государств, и только они могут его изменить. «Для того чтобы это сделать, нужны очень серьезные основания, которые говорят, что либо наши главы государств поторопились, что абсолютно неправда (решение было взвешенное, многократно обсуждалось), либо кто-то из государств настолько фундаментально не готов к реализации решения, что сроки надо переносить».
При этом А.Кудасов признал, что переговорный процесс в рамках ТС идет непросто, во многом из-за позиции России по нефти: «Очень сложно договариваться о вопросах ценой в несколько тысяч долларов, не решая вопрос на несколько миллиардов».
Поэтому сегодня сложно в деталях прогнозировать развитие союзных отношений. Ведь в рамках Таможенного союза еще предстоит формировать законодательную базу. Так, Беларуси придется внести изменения в 15 декретов и указов Президента, а также 20 постановлений Совмина. Предстоит заключить 16 международных договоров и 17 решений комиссии союза, решить проблемы таможенного транзита, перемещения товаров для личного пользования, в СЭЗ, распределения таможенных пошлин.
К тому же белорусская сторона еще не ратифицировала основной документ — Таможенный кодекс ТС. В него готовятся изменения, сообщил в ходе недавнего круглого стола в Доме прессы член постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Виталий Бусько. Чего они коснутся, парламентарий не уточнил. Но по некоторым данным корректировке может подвергнуться около 200 из 373 статей кодекса, утвержденного главами государств в конце прошлого года (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17). Следовательно, для внесения изменений понадобятся подписи президентов. А пока переговорный процесс вновь поднимается на высший уровень, бизнесменам остается только ждать, когда обстановка прояснится.
Александр ГЕРАСИМЕНКО