Министерство разложили по полочкам
22.02.2010
—
Новости Экономики
Минсельхозпрод завершает собственную реструктуризацию созданием контролирующей организации "Белсельхознадзор".В Беларуси будет создан новый департамент, которому передадут все функции ветеринарного контроля и контроля за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов. По аналогии с соответствующей российской структурой он получит название "Белсельхознадзор". Такое решение принято на совещании по вопросам совершенствования структуры Минсельхозпрода 16 февраля.
Президент акцентировал внимание на том, что создание "Белсельхознадзора" очень важно ввиду вступления Беларуси в Таможенный союз, так как нужно формировать контролирующие органы, однотипные контролирующим органам партнеров по ТС.
"Но превыше всего должны быть интересы нашего государства", - сказал А. Лукашенко.
Вопросы подчинения.
Отметим, что идея создания единого органа, который занимался бы качеством продовольственной продукции, витала уже давно. Впервые о возможности создания "Белсельхознадзора" заявил в конце 2008 года тогда только что назначенный министр Семен Шапиро. Чуть позже он объяснил, что будет собой представлять эта структура.
"Мы считаем, что назрела необходимость разделить ветеринарные функции на две группы - организация ветеринарной работы и контроль за выполнением этой работы, - пояснил Семен Шапиро во время онлайн-конференции осенью 2009 года. - Аналогичная система сформирована в России. Там есть ветврач, который не подчиняется ни районным властям, ни областным. Он находится на мясо-молочных предприятиях и может закрыть любое из них, если есть основания. Если же ветврач зависит от местных органов власти, то, конечно, в процесс может вмешиваться председатель райисполкома, которому важны прогнозные показатели, он может повлиять на принятие решения в ущерб качеству продукции".
На совещании у президента обсуждались различные варианты подчинения новой структуры. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар предложил подчинить новый департамент напрямую правительству. Однако президент с этим предложением не согласился - он пока не видит необходимости в выводе этого органа из системы Минсельхозпрода, хотя и не исключает этого в дальнейшем.
Задание на срок до выборов.
Кроме проекта создания нового департамента, на совещании у президента рассматривались еще два проекта реформирования структуры Минсельхозпрода.
Так, президент одобрил слияние объединений "Главживпром" и "Белптицепром" в единую структуру ГО "Белживпромсоюз", сопроводив данное решение комментарием: "Это можно считать внутренним делом Минсельхозпрода, которое находится в русле решения задач по сокращению управленческого аппарата и дебюрократизации".
Зацепившись за тему дебюрократизации, Александр Лукашенко потребовал до ноября 2010 года привести в оптимальный порядок структуры всех министерств и ведомств Беларуси.
"Это домашнее задание для руководителей и ведомств: до президентских выборов оптимизировать все структуры. Если министры, губернаторы и другие руководители не способны это сделать - это очень плохо, это очень серьезный звонок. Это касается всех управленческих структур страны без исключения", - добавил он.
По словам А. Лукашенко, нужно выполнять поставленную задачу дебюрократизации государственной системы. И если не будет должным образом выстроена структура государственных ведомств, сделать это будет невозможно.
Баланс воспроизводства.
На совещании, которое было посвящено дебюрократизации Минсельхозпрода, обсуждалось также предложение передать части организаций, входящих в состав ГО "Белплемживобъединение" и РО "Белсемена", областям. Однако необходимость передачи из республиканской собственности в коммунальную объединений, решающих задачи племенного дела и семеноводства, вызвала сомнение у президента.
"Воспроизводство племенных животных и семенного материала - это основа для эффективного развития животноводства и растениеводства. Меня беспокоит, не разрушим ли мы сложившуюся систему из-за чисто ведомственных неувязок и структурных преобразований. Здесь надо найти баланс интересов региональных и общереспубликанских", - отметил А. Лукашенко.
С. Шапиро считает, что передача большей части объединений в ведение местных органов власти создаст определенные возможности для более рационального распределения средств государственной поддержки, удобрений, средств защиты растений, техники и топлива. Производственный потенциал организаций будет реализовываться в соответствии с реальными потребностями регионов. Выделения дополнительных бюджетных средств при этом не потребуется.
Председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович поддержал инициативы министра, однако указал на необходимость утверждения новых стандартов и технологий, которые были бы основой для производства элитных семян и пород скота.
В итоге президент передачу предприятий Минсельхозпрода на областной уровень одобрил концептуально.
"То, что работает на определенное хозяйство, надо отдать в ведение губернаторов, - сказал президент. - Концепция одна: надо передать все предприятия, за малым исключением, губернаторам".
При этом он подчеркнул, что целью реформирования этой сферы должно быть улучшение работы и финансового положения предприятий, а не просто их перебрасывание с верхнего на нижний уровень.
Министр-реформатор.
Комментируя по просьбе корреспондента "БР" вопросы реформирования Минсельхозпрода, бывший начальник главного управления экономики Минсельхозпрода Анна Андриевич, которая сегодня является директором Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, отметила, что идея реформирования министерства появилась еще при прежнем министре Леониде Русаке, но реализовываться стала при нынешнем.
По словам эксперта, как только Семен Шапиро сменил своего предшественника на министерском посту, он решил реформировать систему управления птицеводством. Действующий министр на протяжении длительного времени работал директором агрокомбината "Дзержинский", одним из основных направлений которого является производство птицы, поэтому видел все проблемные моменты отрасли изнутри.
Многочисленные конфликты с Россией подтолкнули его к реформированию системы ветеринарного контроля. А. Андриевич при этом отметила, что было бы лучше, если бы Белсельхознадзор был выведен из подчинения министерства. Это позволило бы обеспечить действительную свободу действий людям, которые занимаются контролем качества продукции.
В целом эксперт считает, что "с Минсельхозпрода должны быть сняты хозяйственные обязанности". "Министерство должно обозначать правила игры и контролировать их выполнение", - отметила А. Андриевич.
Президент акцентировал внимание на том, что создание "Белсельхознадзора" очень важно ввиду вступления Беларуси в Таможенный союз, так как нужно формировать контролирующие органы, однотипные контролирующим органам партнеров по ТС.
"Но превыше всего должны быть интересы нашего государства", - сказал А. Лукашенко.
Вопросы подчинения.
Отметим, что идея создания единого органа, который занимался бы качеством продовольственной продукции, витала уже давно. Впервые о возможности создания "Белсельхознадзора" заявил в конце 2008 года тогда только что назначенный министр Семен Шапиро. Чуть позже он объяснил, что будет собой представлять эта структура.
"Мы считаем, что назрела необходимость разделить ветеринарные функции на две группы - организация ветеринарной работы и контроль за выполнением этой работы, - пояснил Семен Шапиро во время онлайн-конференции осенью 2009 года. - Аналогичная система сформирована в России. Там есть ветврач, который не подчиняется ни районным властям, ни областным. Он находится на мясо-молочных предприятиях и может закрыть любое из них, если есть основания. Если же ветврач зависит от местных органов власти, то, конечно, в процесс может вмешиваться председатель райисполкома, которому важны прогнозные показатели, он может повлиять на принятие решения в ущерб качеству продукции".
На совещании у президента обсуждались различные варианты подчинения новой структуры. Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар предложил подчинить новый департамент напрямую правительству. Однако президент с этим предложением не согласился - он пока не видит необходимости в выводе этого органа из системы Минсельхозпрода, хотя и не исключает этого в дальнейшем.
Задание на срок до выборов.
Кроме проекта создания нового департамента, на совещании у президента рассматривались еще два проекта реформирования структуры Минсельхозпрода.
Так, президент одобрил слияние объединений "Главживпром" и "Белптицепром" в единую структуру ГО "Белживпромсоюз", сопроводив данное решение комментарием: "Это можно считать внутренним делом Минсельхозпрода, которое находится в русле решения задач по сокращению управленческого аппарата и дебюрократизации".
Зацепившись за тему дебюрократизации, Александр Лукашенко потребовал до ноября 2010 года привести в оптимальный порядок структуры всех министерств и ведомств Беларуси.
"Это домашнее задание для руководителей и ведомств: до президентских выборов оптимизировать все структуры. Если министры, губернаторы и другие руководители не способны это сделать - это очень плохо, это очень серьезный звонок. Это касается всех управленческих структур страны без исключения", - добавил он.
По словам А. Лукашенко, нужно выполнять поставленную задачу дебюрократизации государственной системы. И если не будет должным образом выстроена структура государственных ведомств, сделать это будет невозможно.
Баланс воспроизводства.
На совещании, которое было посвящено дебюрократизации Минсельхозпрода, обсуждалось также предложение передать части организаций, входящих в состав ГО "Белплемживобъединение" и РО "Белсемена", областям. Однако необходимость передачи из республиканской собственности в коммунальную объединений, решающих задачи племенного дела и семеноводства, вызвала сомнение у президента.
"Воспроизводство племенных животных и семенного материала - это основа для эффективного развития животноводства и растениеводства. Меня беспокоит, не разрушим ли мы сложившуюся систему из-за чисто ведомственных неувязок и структурных преобразований. Здесь надо найти баланс интересов региональных и общереспубликанских", - отметил А. Лукашенко.
С. Шапиро считает, что передача большей части объединений в ведение местных органов власти создаст определенные возможности для более рационального распределения средств государственной поддержки, удобрений, средств защиты растений, техники и топлива. Производственный потенциал организаций будет реализовываться в соответствии с реальными потребностями регионов. Выделения дополнительных бюджетных средств при этом не потребуется.
Председатель президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович поддержал инициативы министра, однако указал на необходимость утверждения новых стандартов и технологий, которые были бы основой для производства элитных семян и пород скота.
В итоге президент передачу предприятий Минсельхозпрода на областной уровень одобрил концептуально.
"То, что работает на определенное хозяйство, надо отдать в ведение губернаторов, - сказал президент. - Концепция одна: надо передать все предприятия, за малым исключением, губернаторам".
При этом он подчеркнул, что целью реформирования этой сферы должно быть улучшение работы и финансового положения предприятий, а не просто их перебрасывание с верхнего на нижний уровень.
Министр-реформатор.
Комментируя по просьбе корреспондента "БР" вопросы реформирования Минсельхозпрода, бывший начальник главного управления экономики Минсельхозпрода Анна Андриевич, которая сегодня является директором Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, отметила, что идея реформирования министерства появилась еще при прежнем министре Леониде Русаке, но реализовываться стала при нынешнем.
По словам эксперта, как только Семен Шапиро сменил своего предшественника на министерском посту, он решил реформировать систему управления птицеводством. Действующий министр на протяжении длительного времени работал директором агрокомбината "Дзержинский", одним из основных направлений которого является производство птицы, поэтому видел все проблемные моменты отрасли изнутри.
Многочисленные конфликты с Россией подтолкнули его к реформированию системы ветеринарного контроля. А. Андриевич при этом отметила, что было бы лучше, если бы Белсельхознадзор был выведен из подчинения министерства. Это позволило бы обеспечить действительную свободу действий людям, которые занимаются контролем качества продукции.
В целом эксперт считает, что "с Минсельхозпрода должны быть сняты хозяйственные обязанности". "Министерство должно обозначать правила игры и контролировать их выполнение", - отметила А. Андриевич.