Затишье на машинных дворах...

Источник материала:  
17.02.2010 01:00 — Новости Экономики

Дела с ремонтом техники обстоят далеко не так, как доложили Минсельхозпроду некоторые инженеры Гродненщины

В Минсельхозпроде уже живут весенними заботами -- подготовкой семян, накоплением удобрений, ремонтом техники. Его специалисты выезжают в командировки, чтобы помочь сельчанам, а если нужно, то и «встряхнуть» руководителя или специалистов, пребывающих в зимней спячке.
С заместителем министра главного аграрного ведомства страны Леонидом Мариничем едем на Гродненщину. Леонид Адамович показывает сводку о готовности техники к весенним полевым работам. Комментирует коротко: «Провал. Нужно срочно принимать меры».

Просматриваю колонки цифр и вижу: готовность тракторов, почвообрабатывающих и посевных агрегатов ниже, чем в целом по республике. И хуже, чем в какой-либо области, кроме Витебской, куда посевная приходит позже, чем в другие регионы.
Это, так сказать, ситуация в целом. А как обстоят дела на Гродненщине в разрезе районов? Здесь на фоне остальных бросаются в глаза Вороново и Лида: какой показатель ни возьми -- минус. Разве что в Вороново с ремонтом картофелесажалок и машин для внесения твердых минеральных удобрений нет отставаний от областного уровня. А вот в Лидском районе сплошные минусы. Понятно, почему именно здесь облисполком, Минсельхозпрод, областное управление механизации и «Облсельхозтехника» решили провести семинар-совещание главных инженеров райсельхозпродов, начальников инстанций Гостехнадзора и руководителей районных предприятий «Сельхозтехники».
Заместитель председателя областного агропромышленного комитета, начальник управления механизации Виктор Леонович подробно проанализировал ситуацию в районах области, назвал причины отставания и указал на резервы, которые, по его мнению, не в полной мере используются на местах. «Да, есть сложности с финансированием, -- сказал Виктор Иванович. -- В текущем году деньги из бюджета на ремонт техники не выделялись. Но давайте проанализируем, где их можно взять. За минувший год мы израсходовали 114 тысяч тонн дизельного топлива, включая фермерские хозяйства и предприятия переработки. Из них примерно 47 процентов -- дизтоплива стандарта Б5. Цены на одну тонну его дешевле на 280 тысяч рублей по сравнению с обычным. То есть на тысяче тонн мы экономим порядка 280 миллионов рублей. При стопроцентном использовании биодизельного топлива могли бы дополнительно оставить у себя 17 миллиардов рублей, что дало бы возможность отремонтировать технику без лишних разговоров и хождений с протянутой рукой.
Конкретный пример: в Вороновском районе за год было использовано 6,1 тысячи тонн дизтоплива, из них биодизельного -- 48 процентов. При дополнительном использовании 3,2 тысячи тонн биотоплива сэкономили бы 900 миллионов рублей. Таким образом можно найти деньги в любом районе.
Понятно, что о переходе на стопроцентное использование биотоплива пока говорить рано. Но даже увеличение его доли в текущем году до 60 процентов позволит области найти более 4 миллиардов рублей и закрыть вопросы оплаты ремонта узлов и агрегатов.
Как отметил далее Виктор Леонович, в течение последних пяти лет сельское хозяйство области получило дотации из областного и республиканского бюджетов только на покупку техники более 600 миллиардов рублей -- в среднем по три с лишним миллиарда на каждое хозяйство. «Финансы в техническое перевооружение села вложены значительные, только соответствующей отдачи пока не наблюдается. Мы перестали жить по средствам. Зачем вкладывать деньги в ремонт, если можно заплатить первый взнос и получить новую технику? Понятно, почему снизились объемы ремонта техники. Тому есть много причин, но одна из них -- руководители хозяйств не хотят этим заниматься».
По словам докладчика, создание пунктов технического обслуживания на базе существующих типовых СТО на районных предприятиях «Сельхозтехники» является очень важной задачей. Работа по материально-техническому снабжению в этой системе за последние годы тихо умирает. Никто не хочет заниматься снабжением. Придумываются какие-то мифы, дескать, невозможно торговать -- частные структуры отбили клиентуру. На самом деле это не так. Организация работы в этих структурах налажена лучше. Они действуют гибче, мобильнее, оперативнее -- запчасти доставляют непосредственно в хозяйства. За последние годы в системе «Сельхозтехники» не осталось специалистов, которые могли бы заняться этой работой: одни ушли на заслуженный отдых, другие -- в коммерческие структуры. А ведь в прошлом специалисты снабжения знали на память каталожный номер на любую запчасть сельхозмашин. По мнению Виктора Леоновича, не лучше ли работать с одной снабженческой организацией, чем с десятками коммерческих структур. Необходимо возродить снабженческие функции в каждой райсельхозтехнике, чтобы туда, в единый центр, со всех хозяйств стекались заявки и своевременно решались все вопросы с поставщиками запчастей, изучался парк техники в районе и заблаговременно создавался запас быстро изнашиваемых деталей перед посевными и уборочными работами.
Генеральный директор УП «Облсельхозтехника» Александр Крачко говорил о проблемах взаимоотношений с хозяйствами, сбыта запчастей, которые делаются на предприятиях «Сельхозтехники», о помощи СПК. «Мы освоили многие детали, -- обратился Крачко к сидящим в зале инженерам хозяйств. -- Покупайте их у нас, они дешевле импортных, доставленных самолетами в республику. Сельхозорганизациям поможем отремонтировать технику, но все наши отношения должны регулироваться договорами. Нет денег -- рассчитывайтесь продукцией через райпо, молоко- и мясокомбинаты. До начала весенних полевых работ осталось не так уже много времени. Спешите...»
Не всем участникам совещания удалось организовать работу с учетом предъявляемых требований. Представитель Вороновского района, где плохо обстоят дела с ремонтом тракторов, плугов, комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, зерновых сеялок и другой техники, восторженно заявил: «Если дадут кредиты -- вся работа будет сделана». Инженер из Ивьевского района стал докладывать, сколько и каких агрегатов отремонтировано. Представитель Ошмянского района пытался оправдать затишье на машинных дворах хозяйств тем, что механизаторы были в отпусках. Сейчас возвращаются на работу. «А деньги на запчасти есть?» -- поинтересовался Леонид Адамович. «Хозяйства взять кредиты не могут». «Так о чем вы говорите?».
Пока заместитель министра просматривал справку проверяющих специалистов из Минсельхозпрода о ходе ремонта техники на Новогрудчине, главный инженер этого района уверенно докладывал: «Ситуация нормальная. Вопросов не будет...» «Извините, -- возразил ему Леонид Адамович, -- о какой ситуации вы говорите, у вас же к посевной технике даже подъезды не расчищены...»
Желающих подняться на трибуну не было. А среди тех, кого приглашали к микрофону, никто не мог убедительно доложить, за счет чего, что и когда будет сделано.
В зале стояла тишина. Леонид Маринич напомнил: «Еще есть время привести технику в порядок. Срок, согласно поручению главы государства, -- до 9 марта. С 10-го числа повсеместно начнутся проверки.
Александр ГРАДЮШКО, «БН»

←С товарами -- на берега Днестра

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика