В одной транзитной связке

Источник материала:  
В одной транзитной связкеСухопутный транзитный коридор Восток - Запад, инициатором создания которого выступила Литва, позволит в 2 раза увеличить транзитный грузопоток через Беларусь.В Вильнюсе 19 октября 2009 года в ходе первого Евроазиатского транспортного форума ASEM министры транспорта Беларуси, Литвы и Китая подписали декларацию о создании сухопутного транзитного коридора Восток - Запад, который должен стать альтернативой морскому - Азия - Европа.

Как идет реализация данного проекта? Об этом корр. "БР" беседует с заместителем директора департамента транспортной политики Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Юргитой СКРИТАЙТЕ.

- Для Литвы реализация проекта по созданию сухопутного транспортного коридора между Азией и Европой является стратегическим приоритетом.

В развитие этого проекта Литва выступает инициатором создания нового контейнерного поезда по маршруту Литва - Беларусь - Россия - Казахстан - Китай и другие страны Азии. Таким образом, мы считаем необходимым привлечь к данному проекту другие страны, которые также заинтересованы в его реализации.

В прошлом году декларация о создании нового транспортного коридора была подписана между 3 государствами - Беларусью, Литвой и Китаем.

В соответствии с положениями данной декларации наши ближайшие планы -- во второй половине 2010 года организовать встречу министров пяти стран: России, Литвы, Беларуси, Казахстана и Китая и подписать совместную декларацию.

- Россия согласилась войти в этот проект?

- Мы уже начали переговоры с российской стороной. Наш министр транспорта имеет хорошие контакты со своим коллегой в РФ Игорем Левитиным, они несколько раз встречались и обсуждали этот вопрос.

Что же касается министров транспорта Беларуси и Казахстана, то с ними продолжается диалог по данному вопросу.

Международный транзит через территории Литвы, Беларуси, России, Казахстана и Китая - это огромный, но пока еще недостаточно полно реализованный потенциал возможностей. При этом хотелось бы подчеркнуть, что только при всесторонней поддержке и заинтересованности государств в области транспорта и логистики возможен старт инициативы транспортного коридора Восток - Запад.

- Ранее Литва уже пыталась привлечь казахстанские грузы, следующие транзитом через Россию и Беларусь, в свой порт. Однако реализации этой идеи мешала тарифная политика РФ на перевозки железнодорожных грузов. Рассчитываете ли вы, что эта проблема будет снята с учетом создания Таможенного союза в составе России, Беларуси и Казахстана?

- Тарифная политика - очень важная составляющая в реализации этого проекта. Об этом мы неоднократно говорили с представителями Беларуси и Казахстана.

Мы понимаем, что новый сухопутный коридор будет более эффективным, чем морской, только при условии унификации тарифов и других процедур прохождения границ. Например, сейчас везти казахстанские грузы в Литву через Беларусь из-за высоких российских тарифов дорого.

Но если все страны будут заинтересованы в этом проекте, мы найдем пути решения. Пример - контейнерный поезд "Викинг", при его прохождении все таможенные процедуры на границе Литва - Беларусь оформляются за 30 минут. Мы надеемся на слаженную работу партнеров в реализации аналогичных проектов.

Есть большой интерес со стороны Беларуси, поскольку поток грузов из Китая пойдет через Беларусь. Белорусские партнеры заинтересованы в том, чтобы предложить для реализации этого проекта хорошие условия и тарифную поддержку.

- В ходе выступления на форуме вы говорили о том, что Литва планирует в перспективе увеличить портовые мощности.

- Мы планируем возвести еще один глубоководный порт рядом с существующим Клайпедским портом. Китайская сторона очень заинтересована в участии в данном проекте и готова подготовить предложения за свои деньги.  Речь идет о строительстве нового внешнего глубоководного порта. Он будет размещаться не на побережье, а дальше - непосредственно в море за входными воротами Клайпедского порта с естественной глубиной 17-17,5 м. И существующий, и будущий порты будут соединены железными и автомобильными дорогами.

- Но ведь потенциал Клайпедского порта пока полностью не используется. Он равен около 40 млн. т грузов, а сейчас перевалка составляет приблизительно 30 млн. т. Чем мотивированы амбиции по строительству в стране еще одного порта, учитывая снижение грузопотока в условиях кризиса и существующего профицита портовых мощностей в странах Балтии?

- Поскольку Литва стремится увеличить грузопоток из Китая, то мы вынуждены будем серьезно увеличивать свои портовые мощности.

Недавно правительство Литвы приняло решение об объявлении Клайпедского порта важным экономическим объектом страны. Это поспособствует его более эффективному развитию. Клайпеда является завершением сухопутного пути и коридором в другие страны. Поэтому Клайпедский порт должен стать еще более значимым мостом между странами Азии и Западной Европы.
←Фондовые торги в Европе открылись ростом индексов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика