Процедуру соблюли
15.02.2010
—
Новости Экономики
Указом от 12 февраля А. Лукашенко утвердил протокол к соглашению об условиях поставки нефти в Беларусь, подписанный 27 января в Москве.Об этом вечером 12 февраля сообщила пресс-служба белорусского президента.
Указом выражено согласие Беларуси на обязательность для нее этого протокола. Таким образом, отмечает пресс-служба, Беларусь, равно как и Россия, своевременно выполнила внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу этого документа.
В соответствии с указом правительству поручено принять меры, необходимые для реализации протокола.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Накануне посол РФ в Беларуси Александр Суриков заявил журналистам, что российские компании могут прекратить беспошлинные поставки нефти в Беларусь, если белорусская сторона в ближайшие дни не ратифицирует протокол.
Отметим, что в соответствии с подписанными в Москве документами протокол применялся временно, он должен был вступить в силу после выполнения необходимых внутригосударственных процедур, но не позднее 15 февраля.
Госдума РФ ратифицировала протокол к российско-белорусскому нефтяному соглашению также 12 февраля.
При этом замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский, представляя проект закона, заявил, что Россия переходит на новую модель взаимоотношений со странами ЕврАзЭС в энергетической сфере, целью которой является сокращение беспошлинных поставок товаров, в том числе нефти, и отход от субсидирования экономик этих стран.
По его словам, в Беларусь беспошлинно будет поставляться порядка 6,3 млн. т нефти в год, остальное сырье будет поставляться с пошлиной, благодаря чему федеральный бюджет в 2010 году получит на 78 млрд. RUB больше, чем в 2009-м.
Однако в Беларуси ясности с процедурой ратификации нефтяного протокола до последнего времени не было.
БелаПАН со ссылкой на комиссию по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей РБ 9 февраля сообщил, что в соответствии с белорусским законом о международных договорах их вступление в силу возможно не только через ратификацию парламентом, но и путем принятия указа президента. В этом случае международный договор вступает в силу сразу после выхода указа, а парламент может рассмотреть его позже.
Эксперты предполагали, что белорусская сторона не торопится ратифицировать документы в надежде, что с 1 июля их удастся пересмотреть в рамках нового этапа Таможенного союза.
Однако А. Суриков ясно дал понять, что пересмотра не будет. "Сошлись на 8 млн. т - 6,3 млн. т будет поставлено из российских ресурсов по внутренним ценам и 1,7 млн. т - из белорусских ресурсов. Документ подписан и ждет ратификации. Все остальные надежды могут быть оставлены за рамками документа", - подчеркнул он.
Посол РФ считает, что 6,3 млн. т беспошлинной нефти "могут быть нормально распределены между переработчиками, чтобы давать какую-то экономическую выгоду при дополнительной переработке нефти, которая поставляется по мировым ценам". "Необходимы разумные подходы, поскольку дополнительных объемов беспошлинной нефти нет и не будет", - еще раз подчеркнул он.
ГТК Беларуси считает позицию РФ по вопросам поставки нефти однобокой. Об этом заявил начальник отдела нетарифных мер, экспортного и валютного контроля управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Олег Федотов на заседании Совета по развитию предпринимательства при президенте 12 февраля.
"Логика РФ однобока: пока они увязывают экспортную пошлину к формированию Единого экономического пространства к 2012 году. Но точка зрения Беларуси заключается в том, что в условиях Таможенного союза, когда отсутствуют таможенное оформление и контроль, по определению не может быть ни экспортных, ни импортных пошлин. На этом строится переговорная позиция Беларуси", - сказал О. Федотов. Он выразил надежду на возобновление нефтяных переговоров с 1 июля 2010 года, когда Таможенный союз вступит в новую фазу.
В принципе, вариант пересмотра нефтяных соглашений возможен, но при одном условии - льготный доступ в белорусскую энергетическую инфраструктуру, о чем публично было сказано министром энергетики РФ в конце прошлого года.
Однако, как отметил А. Суриков, конкретных предложений по приватизации белорусских НПЗ Россия не получала. По его словам, разговоры о приватизации ведутся еще с 90-х годов, "но дальше разговоров дело не шло". Было сказано, что белорусским предприятиям нужно проявить большую активность и взять инициативу в этом вопросе в свои руки.
"Хотелось, чтобы от слов переходили к делу", - отметил А. Суриков.
Очевидно, что новые условия поставок нефти, лишившие российские компании льготного сырья, сделали невыгодным для них нефтяной бизнес в Беларуси. В связи с этим А. Суриков заметил, что в Беларуси работают дочерние предприятия российских компаний и рабочие места в этих компаниях - белорусские, налоги - также белорусские.
"Нужно меньше задавать вопросов, а садиться за стол, где ведутся переговоры, принимать решения. Потому что теряет не Россия, а Беларусь", - сказал А. Суриков.
По данным "БР", белорусские НПЗ на минувшей неделе покупали определенные объемы нефти в рамках беспошлинной квоты. Однако договориться о цене с российскими компаниями в условиях действия временного протокола было непросто - поставщики, не имея гарантий ратификации документа с белорусской стороны, стремились заложить в цену сырья свои риски.
Указом выражено согласие Беларуси на обязательность для нее этого протокола. Таким образом, отмечает пресс-служба, Беларусь, равно как и Россия, своевременно выполнила внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу этого документа.
В соответствии с указом правительству поручено принять меры, необходимые для реализации протокола.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Накануне посол РФ в Беларуси Александр Суриков заявил журналистам, что российские компании могут прекратить беспошлинные поставки нефти в Беларусь, если белорусская сторона в ближайшие дни не ратифицирует протокол.
Отметим, что в соответствии с подписанными в Москве документами протокол применялся временно, он должен был вступить в силу после выполнения необходимых внутригосударственных процедур, но не позднее 15 февраля.
Госдума РФ ратифицировала протокол к российско-белорусскому нефтяному соглашению также 12 февраля.
При этом замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский, представляя проект закона, заявил, что Россия переходит на новую модель взаимоотношений со странами ЕврАзЭС в энергетической сфере, целью которой является сокращение беспошлинных поставок товаров, в том числе нефти, и отход от субсидирования экономик этих стран.
По его словам, в Беларусь беспошлинно будет поставляться порядка 6,3 млн. т нефти в год, остальное сырье будет поставляться с пошлиной, благодаря чему федеральный бюджет в 2010 году получит на 78 млрд. RUB больше, чем в 2009-м.
Однако в Беларуси ясности с процедурой ратификации нефтяного протокола до последнего времени не было.
БелаПАН со ссылкой на комиссию по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей РБ 9 февраля сообщил, что в соответствии с белорусским законом о международных договорах их вступление в силу возможно не только через ратификацию парламентом, но и путем принятия указа президента. В этом случае международный договор вступает в силу сразу после выхода указа, а парламент может рассмотреть его позже.
Эксперты предполагали, что белорусская сторона не торопится ратифицировать документы в надежде, что с 1 июля их удастся пересмотреть в рамках нового этапа Таможенного союза.
Однако А. Суриков ясно дал понять, что пересмотра не будет. "Сошлись на 8 млн. т - 6,3 млн. т будет поставлено из российских ресурсов по внутренним ценам и 1,7 млн. т - из белорусских ресурсов. Документ подписан и ждет ратификации. Все остальные надежды могут быть оставлены за рамками документа", - подчеркнул он.
Посол РФ считает, что 6,3 млн. т беспошлинной нефти "могут быть нормально распределены между переработчиками, чтобы давать какую-то экономическую выгоду при дополнительной переработке нефти, которая поставляется по мировым ценам". "Необходимы разумные подходы, поскольку дополнительных объемов беспошлинной нефти нет и не будет", - еще раз подчеркнул он.
ГТК Беларуси считает позицию РФ по вопросам поставки нефти однобокой. Об этом заявил начальник отдела нетарифных мер, экспортного и валютного контроля управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Олег Федотов на заседании Совета по развитию предпринимательства при президенте 12 февраля.
"Логика РФ однобока: пока они увязывают экспортную пошлину к формированию Единого экономического пространства к 2012 году. Но точка зрения Беларуси заключается в том, что в условиях Таможенного союза, когда отсутствуют таможенное оформление и контроль, по определению не может быть ни экспортных, ни импортных пошлин. На этом строится переговорная позиция Беларуси", - сказал О. Федотов. Он выразил надежду на возобновление нефтяных переговоров с 1 июля 2010 года, когда Таможенный союз вступит в новую фазу.
В принципе, вариант пересмотра нефтяных соглашений возможен, но при одном условии - льготный доступ в белорусскую энергетическую инфраструктуру, о чем публично было сказано министром энергетики РФ в конце прошлого года.
Однако, как отметил А. Суриков, конкретных предложений по приватизации белорусских НПЗ Россия не получала. По его словам, разговоры о приватизации ведутся еще с 90-х годов, "но дальше разговоров дело не шло". Было сказано, что белорусским предприятиям нужно проявить большую активность и взять инициативу в этом вопросе в свои руки.
"Хотелось, чтобы от слов переходили к делу", - отметил А. Суриков.
Очевидно, что новые условия поставок нефти, лишившие российские компании льготного сырья, сделали невыгодным для них нефтяной бизнес в Беларуси. В связи с этим А. Суриков заметил, что в Беларуси работают дочерние предприятия российских компаний и рабочие места в этих компаниях - белорусские, налоги - также белорусские.
"Нужно меньше задавать вопросов, а садиться за стол, где ведутся переговоры, принимать решения. Потому что теряет не Россия, а Беларусь", - сказал А. Суриков.
По данным "БР", белорусские НПЗ на минувшей неделе покупали определенные объемы нефти в рамках беспошлинной квоты. Однако договориться о цене с российскими компаниями в условиях действия временного протокола было непросто - поставщики, не имея гарантий ратификации документа с белорусской стороны, стремились заложить в цену сырья свои риски.