Гриц: Когда речь идет о миллиардах долларов, ошибки стоят дорого
Первый заместитель генерального директора Национального инвестиционного агентства Георгий Гриц считает, что к обсуждению вопросов об условиях работы Таможенного союза необходимо подключать бизнес, передает БелаПАН.
"На этапе зарождения проекта "Таможенный союз" главную роль играли политики и правительства трех стран. Бизнес оказался вне игры. И мы видим по декабрю, январю, февралю, что у бизнеса возникли проблемы", - отметил Гриц 10 февраля в Минске на заседании республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации.
Он напомнил, что у белорусского бизнеса возникли проблемы с реализацией импортных автомобилей. Компании, которые вложили в развитие бизнеса десятки миллионов долларов, после введения новых тарифных ставок таможенных пошлин "фактически положили".
У российского бизнеса возникли проблемы с поставками алкогольной продукции и табачными изделиями, у казахского бизнеса - проблемы с поставками медикаментов.
"И сегодня есть понимание, что к процессу (обсуждения условий работы ТС. - БелаПАН.) необходимо подключать бизнес. И делать это надо как можно скорее", - убежден Гриц. На его взгляд, такое государственно-частное партнерство сыграет определяющую роль в работе Таможенного союза.
Он напомнил, что потребительский рынок Таможенного союза составляет около 170 млн. человек, ВВП - около 2 трлн. долларов. "Когда речь идет о миллионах потребителей, миллиардах долларов, ошибки дорого стоят", - подчеркнул Гриц.
По его словам, в Таможенном союзе для Беларуси примерно на 75% ставки таможенных пошлин сохранятся на прежнем уровне, около 18% ставок таможенных пошлин снижены и 7% ставок повышены. К примеру, таможенные ставки на соевый шрот, который покупает Беларусь, повысятся с 0% до 18%, ставки на дизельные двигатели повысятся с 0 до 10%, до 20% с нуля увеличатся ставки таможенных пошлин на автобусы.
Гриц считает, что изменение ставок приведет к повышению конкуренции между производителями, однако остаются вопросы защищенности своих производителей.
По его словам, несмотря на многие пока не решенные вопросы, участие в Таможенном союзе имеет и положительные моменты для стран-участниц. Так, в течение ближайших пяти лет ожидается значительное увеличение суммарного товарооборота стран ТС.